На главную

Отдел фото-негативных документов

Отдел фото-негативных документов — второй по объёму в музее — включает более 500  000 единиц хранения. 

Фотографический материал чрезвычайно обширен. Это фотографии сцен из спектаклей (драматических, оперных, балетных; оперетты), фотопортреты актёров в жизни и в ролях, писателей-драматургов, режиссёров, художников, антрепренёров и других театральных деятелей; групповые портреты; снимки театральных зданий внутри и снаружи.

Его временные границы — от 1850-х гг. XIX века (т.е. практически от возникновения первой театральной фотографии) до наших дней.

Так, самыми ранними театральными фотографиями, представленными в фонде, являются снимки спектакля Малого театра «Горе от ума» (премьера — 1832 г., съёмка 1852 г.) с Михаилом Семёновичем Щепкиным в роли Фамусова.

Театральная фотография обычно воспринимается как самое достоверное свидетельство о спектакле. По сравнению с ней в нашем восприятии выигрывает только видеосъёмка. Однако, дореволюционные образцы фотосъёмки в этом отношении имеют некоторые особенности, связанные с уровнем развития фототехники того времени и обстановкой, в которой производилась съёмка. До 20-х годов XX века театральная фотосъёмка производилась не во время спектакля, как сейчас, а в ателье или (реже) в театре в отсутствии зрителей. Для получения качественных фотографий в то время требовалась большая выдержка, что тоже требовало от актёра необычных навыков и очень редко позволяло верно передать динамичные, оживлённые моменты спектакля.

Основа и главная ценность фонда — коллекция негативов (плёночных и стеклянных). Примечательны среди них собрания, посвящённые Московскому камерному театру (начиная с 20-х гг.), Еврейской студии под руководством Грановского. В данный момент в связи с техническими трудностями эта коллекция закрыта для доступа сторонних исследователей, но подавляющее большинство экспонатов доступно в виде отпечатков. Следует отметить, что очень многие отпечатки, хранящиеся в музее, со временем приобрели самодовлеющую ценность по причине безвозвратной утери негативных оригиналов.

Коллекция фото-негативных документов Бахрушинского музея впечатляет своей широтой и объёмом. Здесь можно найти свидетельства почти о каждом спектакле, оставившем сколько-нибудь заметный след в театральной истории. Подробно представлены императорские театры: Большой, Мариинский, Малый и Александринский, МХТ и МХАТ (а также Общество любителей искусства и литературы и Алексеевский кружок), студии Художественного театра (1-я, 2-я, 3-я, 4-я), студия Габима, Частная опера Зимина, Частная опера Мамонтова, другие дореволюционные частные театры и антрепризы: театр Корша, антреприза Суходольских, в том числе, провинциальные: Харьковская антреприза под руководством Н. Синельникова, театр Соловцова, Свободный театр, современные театры: театр им. Моссовета, театр на Таганке, «Современник», Камерный музыкальный театр под руководством Бориса Покровского (с сентября 2009г. — им. Б. А. Покровского); детские театры: Театр им. Н. И. Сац, Центральный детский театр (с 1992 г. — Российский академический Молодёжный театр (РАМТ); ныне не существующие театры, закрытые в советское время: Реалистический, МХАТ-2, Госет, театры «стран народной демократии» и многие другие. 

Число «персональных» коллекций также велико. Среди наиболее интересных и подробных — собрания, посвящённые Марии Николаевне Ермоловой, Александру Ивановичу Южину, Гликерии Николаевне Федотовой, Осипу Андреевичу Правдину, Надежде Алексеевне Никулиной, Александру Павловичу Ленскому; Мамонту Викторовичу Дальскому, Павлу Николаевичу Орленеву, Юрию Михайловичу Юрьеву, Екатерине Николаевне Рощиной-Инсаровой, Леониду Витальевичу Собинову, Фёдору Ивановичу Шаляпину, Антонине Васильевне Неждановой, Надежде Андреевне Обуховой, Анастасии Дмитриевне Вяльцевой, Надежде Васильевне Плевицкой, Николаю Фёдоровичу Монахову, Николаю Густавовичу и Сергею Густавовичу Легатам, Тамаре Карсавиной, Вацлаву Нижинскому, Анне Павловой, Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Александру Горскому, Михаилу Фокину, Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, Василию Ивановичу Качалову, Ивану Михайловичу Москвину, Алисе Георгиевне Коонен, Александру Яковлевичу Таирову, Александру Александровичу Румневу, Михаилу Александровичу Чехову, Ивану Николаевичу Берсеневу, Софье Владимировне Гиацинтовой, Марии Ивановне Бабановой, Людмиле Васильевне Целиковской, Алле Константиновне Тарасовой, Ольге Николаевне Андровской, Михаилу Михайловичу Яншину, Марку Исааковичу Прудкину, Николаю Павловичу Хмелёву, Марии Владимировне и Андерю Александровичу Мироновым, Галине Сергеевне Улановой, Майе Михайловне Плисецкой, Олегу Ивановичу Далю, Юрию Георгиевичу Богатырёву, Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому, Михаилу Михайловичу Козакову и многим другим, а также некоторым иностранным артистам — Эрнсту фон Поссарту, Элеоноре Дузе, Саре Бернар…

Особенную часть фонда составляют фотографии с автографами и дарственными надписями. Их собиранию уделял особое внимание ещё Алексей Александрович Бахрушин. Эта часть коллекции активно пополняется и по сей день.

* * *

Заведует отделом фото-негативных документов Светлана Геннадьевна Шамшилина (тел. 8 (495) 690-59-20).

Адрес отдела: Тверской бульвар, д.11 стр. 2. (м. «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская»).





© 2007 Государственный центральный
театральный музей им. А. А. Бахрушина
Электропочта: gctm@gctm.ru
Theatre.RuRambler's Top100