Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Музей-квартира Вс.Э. Мейерхольда

Музей-квартира Вс.Э. Мейерхольда
Адрес: 103009, Москва, Брюсов пер., д. 12, кв. 11
(ст. м. Охотный ряд)

Телефон: +7 /495/ 629 9437

Время работы: Среда, пятница, суббота, воскресенье: 12.00 — 19.00
Часы работы кассы: 12.00 — 18.30

Четверг: 13.00 — 21.00
Часы работы кассы по четвергам: 13.00 — 20.30

Выходные дни: понедельник, вторник
Санитарный день: последняя пятница месяца

Отделом заведует Наталья Фёдоровна Макерова

Вс.Э. Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд /1874-1940/ — русский и советский режиссёр и актёр.

Карл Казимир Теодор Мейерхольд родился 28 января /9 февраля/ 1874 г. в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца винно-водочного завода Эмилия Фёдоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны /урождённой Неезе/.

Окончив в 1895 г. Пензенскую гимназию, Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета /курса не закончил/. В 1895 г., по достижении 21 года/т. е. совершеннолетия/, Мейерхольд принял православие и изменил имя на Всеволод /в честь своего любимого писателя В. М. Гаршина/. В 1896 г. был зачислен в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко /сразу на второй курс/ и в 1898 г., окончив училище, вместе с О. Л. Книппер, И. М. Москвиным и другими актёрами вступил в труппу только что созданного Художественного театра. На его сцене Мейерхольд сыграл Треплева/«Чайка» А. П. Чехова/, Тузенбаха/«Три сестры» А. П. Чехова/, Иоанна Грозного /«Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого/ и др. Весной 1902 г. Мейерхольд вышел из состава труппы МХТ. С этого времени началась его самостоятельная режиссёрская работа.

Вместе с А. С. Кошеверовым он создал труппу русских драматических артистов под управлением Кошеверова и Мейерхольда в Херсоне. Несколько спектаклей было поставлено в Николаеве и Севастополе. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно, т.к. Кошеверов уехал в Киев. Труппа стала называться «Товарищество новой драмы». Меняя города /Херсон, Тифлис, Полтава/, репертуар и состав актёров, труппа сохранила это название до лета 1906 г. и даже позже /уже без Мейерхольда/. Летом 1902 г. состоялась первая поездка Мейерхольда за границу — в Италию.

В 1905 г. Мейерхольд возвращается в Москву: Станиславский приглашает его в качестве режиссёра в Театр-студию на Поварской. Там Мейерхольд репетирует спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана. В студии он осознанно ищет пути для создания символистского театра. Работая с художниками С. Ю. Судейкиным, Н. Н. Сапуновым, Н. П. Ульяновым, решая по-новому сценическое пространство, он уделяет особое значение живописному образу спектакля. Отказываясь от жизнеподобия, режиссёр ищет «небытового» цвета, звука, жеста, ритма, новой техники актёра. Он творит музыкально-пластические мизансцены-барельефы, статичные, плоскостные «живые картины». Эта работа была принципиальной для режиссёра, несмотря на то, что театр так и не был открыт.

С конца 1905 г. по февраль 1906 г. Мейерхольд находился в Петербурге, где вместе с группой литераторов предполагал создать театр «Факелы». Театр не был создан. Осенью 1906 г. Мейерхольд принимает предложение В. Ф. Комиссаржевской возглавить её театр в качестве режиссёра. Вершиной их совместного творчества станет «Сестра Беатриса» М. Метерлинка /1906/. Мейерхольд работает интенсивно и целеустремлённо, ставит Ибсена, Метерлинка, Андреева и др. Особое место в биографии режиссёра занимает пьеса А. А. Блока «Балаганчик», к которой он обращался не один раз/в том числе и в петербургской студии на Бородинской — 1914/. Спектакль воплощал в жизнь идею театра-балагана, утверждал эстетику условного искусства, разоблачающего тайны «театра-храма».

В эти же годы Мейерхольд занимался литературной работой, главным образом переводами, а с лета 1906 г. работал над статьями о театре, публикуя их в журналах. В 1913 г. эти статьи вышли отдельной книгой «О театре». С февраля по апрель 1908 г. Мейерхольд организовал поездки бывших актёров «Товарищества новой драмы» по западным и южным губерниям, а с лета начал работу в Петербургских Императорских театрах, куда был приглашён их директором В. А. Теляковским ещё в ноябре 1907 г. Здесь начинается его плодотворное сотрудничество с художником А. Я. Головиным.

Первая постановка в Александринском театре — «У царских врат» К. Гамсуна- была показана 30 сентября 1908 г. Мейерхольд выступил в ней не только как режиссёр, но и как исполнитель главной роли Карено. В императорских театрах /Александринском, Мариинском и Михайловском/ Мейерхольд проработал до 1918 г., поставив там вместе с А. Я. Головиным такие спектакли, как: «У царских врат» К. Гамсуна /1908/, «Гроза» А. Н. Островского /1916/, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина /1917/ — в Александринском театре, в Мариинском — «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка /1911/, «Каменный гость» А. С. Даргомыжского /1917/ и др. Самыми известными постановками стали «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера /1910/ и «Маскарад» М. Ю. Лермонтова /1917/, грандиозный живописный «театр стилизации», наполненный «воздухом эпохи».

Одновременно Мейерхольд /под псевдонимом «Доктор Дапертутто»/ осуществил экспериментальные постановки на маленьких сценах: в клубе «Лукоморье», Доме Интермедий, частных домах, летних театрах. В 1913 г. по приглашению Н. Рубинштейна поставил в Парижском театре «Шатле» «Пизанеллу» Г. Д’Аннунцио.

В петербургский период работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. В 1908/1909 гг. была открыта первая студия в квартире Мейерхольда на улице Жуковского /просуществовала один год/, где М. Ф. Гнесин начал разрабатывать свою теорию музыкального чтения в драме. В эти и последующие годы Мейерхольд преподавал также в театральной школе К. И. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б. В. Полока. В 1913 г. Мейерхольд вновь открыл в Петербурге свою студию. В числе преподавателей были М. Ф. Гнесин, В. Н. Соловьёв, Ю. М. Бонди. Студия размещалась сначала на Троицкой улице, а с 1914 г. до начала 1918 г. — на Бородинской улице. С 1914 — 1916 при Студии существовала редакция журнала «Любовь к трём апельсинам», возглавляемая Мейерхольдом, которая выпустила 8 номеров.

С 1917-1918 гг. Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. В 1918 г. он сотрудничал в Театральном совете /первом советском органе по руководству театральным делом/, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. В августе 1918 г. Мейерхольд вступил в члены РКП/б/. Там же, в Петрограде, в течение 1918-1919 гг. он руководил организованными им Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок /позднее — курсами мастерства сценических постановок/ и Школой актёрского мастерства. Летом 1919 г. Мейерхольд был на юге, сначала в Ялте, затем в Новороссийске, где осенью был арестован деникинской контрразведкой.  До начала ноября 1919 г. находился в тюрьме. После освобождения Новороссийска Красной Армией был назначен заведующим подотделом искусств Новороссийского ревкома. По инициативе А. В. Луначарского в конце лета 1920 г. он был отозван в Москву, с сентября 1920 г. по февраль 1921 г. руководил ТЕО Наркомпроса.

В это время Мейерхольд провозглашает программу Театрального Октября. Суть этой доктрины, объединившей левых художников, сводилась к полному уничтожению старого театра и созданию нового, созвучного времени искусства, пропагандирующего идеологию власти. Программным спектаклем стали «Зори» Э. Верхарна /Театр РСФСР I, 1920/. Это был театр-митинг, публицистический театр открытой социальной и политической идеи. Поставив в 1921 г. «Мистерию-Буфф» В. В. Маяковского, Мейерхольд вскоре уйдёт от «беспредметного театра». В следующем году появятся «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, которую назовут трагическим цирком, и «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, ставший утверждением театрального конструктивизма. В I половине 1920-х годов Мейерхольд осуществляет две разных по форме постановки пьес А. Н. Островского: «Доходное место» /Театр Революции, 1923/ и «Лес» /1924/. В «Доходном месте» Мейерхольд сохранил почти без изменений текст и композицию комедии. «Лес» же, поставленный уже в своём театре, Театре имени Вс. Мейерхольда (ТИМ), был перекроен и заново смонтирован в оригинальное авторское действие. Пьеса была поделена на «эпизоды», диалоги Островского сочетались с вставными пантомимическими этюдами, придуманными Мейерхольдом. Изобретательная форма скрывала жёсткий и, как писал А. А. Гвоздев, «беспощадный» театр «чудовищных» социальных масок. Это был взгляд современного человека на Россию, прошлую и нынешнюю /действие пьесы не зря было перенесено в 1920-е гг./.

Одновременно режиссёр обращается и к современной драматургии, ставит «Озеро Люль» А. М. Файко /1923/, «Мандат» Н. Р. Эрдмана/1925/, «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова /1926/ и др.

Мейерхольд создаёт театр «социальной поэзии». Он и «общественный герой», и лирик; он всегда субъективен, индивидуален, никогда не отстранён. За буффонадой, фарсом или цирком проглядывает трагическое начало. Так было в главной его постановке 1920-х гг. — «Ревизоре» Н. В. Гоголя /1926/, спектакле «о душевной пустоте и внутренней катастрофе» /П. А. Марков/.

Среди театральных работ Мейерхольда конца 1920-х — I половины 1930-х гг.: «Горе уму» А. С. Грибоедова /1928/, «Командарм-2» И. Л. Сельвинского /1929/, «Клоп» и «Баня» В. В. Маяковского /1929 и 1930/, «Последний решительный» В. В. Вишневского /1931/, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына /1934/.

Он всегда создавал свой авторский мир сценических метафор, мир субъективный, выходящий за пределы конкретной пьесы. Так в «Дон Жуане» он говорил о классицистическом театре времён Людовика XIV, в «Маскараде»  - о романтическом «веке», в «Ревизоре» — о творчестве Гоголя в целом, в «Горе уму» — о Грибоедове и его эпохе. И везде — о современной действительности сквозь призму личного творческого мироощущения.

В 1938 г.ГосТИМ был закрыт. После этого Мейерхольд стал режиссёром, а после смерти Станиславского — главным режиссёром Государственного оперного театра им. К. С. Станиславского. В этом театре он завершил начатую Станиславским работу над оперой «Риголетто». В мае-июне 1939 г. Мейерхольд разработал план выступления Ленинградского института физкультуры им. Лесгафта на физкультурном параде в Ленинграде. Это была его последняя режиссёрская работа. 15 июня 1939 г. Мейерхольд выступал в Москве на режиссёрской конференции ВТО, затем уехал в Ленинград, где в ночь с 19 по 20 июня был арестован. Погиб 2 февраля 1940 г. В 1955 г. реабилитирован.

Экспозиция

4 апреля 2014 г. , в год 140-летия со дня рожденияВс.Э. Мейерхольда, в Музее-квартире открылась новая постоянная экспозиция «Мейерхольд. Рождение спектакля». Это попытка музея приоткрыть творческую лабораторию Мастера.

Впервые в экспозиции прослеживается путь рождения режиссёрского замысла от начальных «почеркушек», планов мизансцен, разработок Мастером сценического пространства к развёрнутой мейерхольдовской «партитуре».

Сам же «конечный результат» — спектакль -  представлен во всех составляющих: здесь и рукопись драматурга, и нотные партитуры, эскизы декораций и костюмов, афиши. Редкие фотографии, запечатлевшие процесс знаменитых мейерхольдовских репетиций, завершаются данными в мизансценической последовательности фотографиями сцен из спектаклей, актёров в ролях.

Расположенные в хронологической последовательности -  от самых ранних херсонских постановок, экспериментов Студии на Поварской до опусов зрелого Мастера начала 1930-х гг. -  материалы позволяют проследить формирование уникальной режиссёрской системы Мейерхольда.

Безусловно, задачу представить в возможной полноте наиболее значительные, этапные спектакли Мейерхольда сложно без использования современных мультимедийных технологий. Основной массив визуальной информации в новой экспозиции демонстрируется с помощью мониторов.

Оригинальное дизайнерское решение, где каждый из периодов творчества Мейерхольда стилистически обыгран, позволяет посетителям погрузиться в атмосферу театра и жизни драматически сменявших друг друга эпох, в которых довелось творить Мастеру.
Вернуться к списку филиалов
Как
нас
найти
Адрес

115054, Москва,

ул. Бахрушина, 31/12

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

вт. пт. сб. вс.:

12:00 – 19:00 /касса до 18:30/

ср. чт.:

13:00 – 21:00 /касса до 20:30/

Пн. – выходной

Билеты

Полный тариф:

200 руб.

Льготный тариф:

100 руб.

Стоимость экскурсий
и посещения выставок
см. в разделе

Посетителям

Контакты

/495/ 953-44-70 - заказ экскурсий

/495/ 953-78-17- билетная касса

/495/ 953-48-48 - дирекция

/495/ 691-40-19 - факс


gctm@gctm.ru