Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Карл Карлович Гиппиус и его “Версаль на Зацепе” для семьи Бахрушиных

Arhitektor-K.K.Gippius-e1464011282726-206x300

Карл Карлович Гиппиус /1864 – 1941/ – московский архитектор, мастер эклектики и модерна – родился в Санкт-Петербурге, в профессорской семье.

В период с 1882 по 1889 гг. молодой человек проходил учёбу в училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании учебного заведения получил звание «классного художника» архитектуры с вручением Большой серебряной медали.

Первые годы работал на архитектурную фирму Романа Клейна, но уже тогда вошёл в круг исполнителей подрядов от купеческих семей Бахрушиных и Перловых.

Одна из первых самостоятельных работ Карла Карловича Гиппиуса – перестройка фасада чайного магазина Перловых в «китайском» стиле /ул. Мясницкая, д. 19/. В это же время он строит особняк для семьи Алексея Александровича Бахрушина на Зацепском Валу в псевдоготическом стиле. Замысел дома рождался совместными усилиями архитектора и владельца, которые были ровесниками.

Дом сразу предполагался одноэтажным с обширным полуподвалом, поэтому все парадные и жилые помещения необходимо было расположить на одном этаже. Самым важным на первом этапе проектирования было разработать планировочную структуру нового дома, в которой были бы максимально учтены потребности всех членов семьи. В завершённой редакции общий абрис плана здания приблизился к простой прямоугольной форме с двумя небольшими ризалитами по сторонам  – они выделяли кабинет Бахрушина слева от входа и хозяйскую спальню справа – и трапециевидным выступом объёма столовой сзади. Ассиметрию плана подчёркивал тамбур входа, позволявший войти как с улицы, так и из парадного двора, и водворившийся слева от вестибюля, центр которого заняла парадная лестница. Кабинет остался слева, но библиотека, выходившая в последнем проекте окном на улицу, переместилась в левый дальний угол постройки. Столовая осталась в центре дома, по оси передней. Вход в неё соседствовал слева с дверью в библиотеку, справа – в коридор, вдоль которого с тыльной стороны дома расположились сначала лестница в полуподвал, а затем детские и комната гувернантки. Именно в этом проекте лестница в полуподвал заняла место в центре дома, и это неслучайно. В цокольном этаже должна была со временем занять своё место уникальная театральная коллекция Алексея Александровича Бахрушина, начало которой уже в те годы было положено. В левом дворовом углу постройки была пристроена нарядная открытая веранда, на которую можно было выйти из столовой. Веранда имела спуск во двор.

К концу 1897 г. дом был построен. К Новому 1898 г. Бахрушины переехали в особняк. Красивое здание вскоре получило у современников название «Версаль на Зацепе». Его интерьеры также были созданы по проектам Карла Карловича Гиппиуса.

Наряду с появлением новых построек в стиле «неогрек» и в русском стиле, неоготика занимала видное место в системе эстетических предпочтений состоятельных горожан. Таким образом, очевидно, что выбор Бахрушиным и Гиппиусом неоготических форм органично вписывался в круг современных московских построек, принадлежавших родовой аристократии и самым богатым и просвещённым купеческим семьям. Выбирая эти формы, Алексей Александрович Бахрушин безмолвно обозначал свою принадлежность к деловой и интеллектуальной элите Москвы.

Внутреннее убранство дома было по-замоскворецки сравнительно скромным и очень уютным, а быт продолжал во многом базироваться на сложившихся традициях московской усадебной жизни. Для семьи Бахрушиных, так много времени и средств отдававшей благотворительности и коллекционированию, главным был не бьющий в глаза внешний лоск, а насыщенная духовная и культурная жизнь, наполненная созидательным трудом на благо своей родины.

Карл Карлович Гиппиус стал семейным архитектором Бахрушиных. По его проектам были также построены:

–  Особняк Бахрушина на ул. Новокузнецкая /перестройка/

–  Приют имени Бахрушиных в 1-ом Рижском переулке

– Доходный дом «Товарищества А. Бахрушина» на ул. Тверская, д.12

–  Комплекс дом для «Товарищества А. Бахрушин и сыновья» в Козицком пер., д.2

– Особняк А.С. Бахрушиной на ул. Воронцово поле, д.6

– Реконструкция дома во владениях Бахрушина под театр на ул. Малая Дмитровка, д. 17 /Театр Корша, в настоящее время – Театр Наций/

Зодчий, помимо архитектурной работы, слыл натуралистом-любителем, активно помогал Московскому зоопарку, в советское время был его главным архитектором.

Любил Карл Карлович Гиппиус и фотографировать. С 1910 г. он возглавлял фотографическое общество г. Москвы.

 

 

 

 

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок