Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Дом-музей М.С. Щепкина

Дом-музей М.С. Щепкина
Адрес: 129110, Москва, ул. Щепкина, д. 47, стр. 2
(ст. м. Проспект Мира)

Телефон: +7 /499/ 484-77-77 доб. 4

Время работы: :

Среда - Воскресенье:
11:00-20:00 /касса до 19:30/
Понедельник, вторник – выходной


В дни проведения спектаклей музей закрыт для посещения.


М. С. Щепкин

Михаил Семёнович Щепкин /6 (17).11.1788, село Красное Обоянского уезда, ныне Белгородской области, - 11(23).8.1863, Ялта/, русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В 1799 г. поступил в Судженское малонародное училище, где в 1800 г. впервые выступил в школьном спектакле /Розмарин – «Вздорщица» Сумарокова/. В 1801-1803 гг. играл в домашнем театре Волькенштейнов /одновременно исполнял обязанности официанта/. Профессиональную сценическую деятельность начал в 1805 г. в курской труппе Барсовых. В 1816 г. перешёл в харьковскую труппу И. Ф. Штейна /лучшую на юге России/, завоевав вскоре положение первого комического актёра. В 1822 г. по проведённой подписке был выкуплен на волю. На провинциальной сцене Щепкин исполнял разнообразные роли, а также партии в комических операх. Его игра отличалась ярким темпераментом, юмором, жизненной правдой. Уже в этот период Щепкин проявил огромную наблюдательность, удивительную работоспособность, серьёзно изучал теорию и практику сценического искусства.

В 1823 г. Щепкин был принят в труппу Московского театра /с 1824 г. - Малый театр/. Формированию общественных и художественных взглядов Щепкина способствовали его тесные связи с передовыми деятелями русского культуры /Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Тарас Григорьевич Шевченко и др./. Щепкин был не только участником первых постановок пьесГрибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов.

Огромное значение деятельность Щепкина приобрела в 1830-40-е гг. Осуществив глубокий переворот в сценическом искусстве, он сблизил его с принципами пушкинского и гоголевского реализма. Щепкин утверждал важную гражданскую миссию актёра, сочетал в своём творчестве нравственно-просветительские и критико-обличительные функции. Противник зависимости от случайного вдохновения, он стремился найти объективные законы искусства актёра, разработал метод сценического творчества, основанный на обобщении широких жизненных наблюдений. Указывая на необходимость всестороннего осмысления исполнителем творческих задач, подчинения всего творческого процесса «общей идее», Щепкин говорил, что актёр должен не копировать, а вникать в «душу роли», влезать «... так сказать, в кожу действующего лица...»

Свои лучшие образы артист создал в произведениях русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию типических характеров, отражающих суть целой общественной и социальной группы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы «Горе от ума» Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова /1831, отрывки; 1832, полностью/. Лишив Фамусова барской респектабельности, Щепкин показал его как бы выслужившимся Молчалиным, ненавидевшим всё новое. Глубокой жизненной достоверности достиг Щепкин в роли Городничего / «Ревизор» Гоголя, 1836/, поднявшись в ней до большого сатирического обобщения, обличения николаевского режима. Сатирические типы дворян были созданы им в пьесах Гоголя – «Женитьба» /Подколесин и Кочкарев/, «Игроки» /Утешительный/, «Тяжба» /Бурдюков/; Пушкина – «Скупой рыцарь» /Барон/.

Другая сторона творчества Щепкина связана с воплощением образов людей из народа. В пьесах украинских драматургов сыграл роли Чупруна и Макагоненко / «Москаль-чаровник» и «Наталка-Полтавка» Котляревского/, Шельменко / «Шельменко-денщик» Квитко-Основьяненко/, передав народный характер, национальное своеобразие своих героев. С глубоким проникновением раскрывал Щепкин в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье трагическую судьбу старого матроса. «Торжество его искусства, - писал Белинский, - состоит... в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса...»

С психологической глубиной, трогательностью играл Щепкин роли Мошкина и Кузовкина / «Холостяк» и «Нахлебник» Тургенева/. Одна из лучших ролей Щепкина последнего периода - Муромский / «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, 1855/. Выступал также в пьесах Островского /Любим Торцов – «Бедность не порок» и др./, Мольера /Гарпагон – «Скупой»/, Шекспира /Полоний – «Гамлет»/ и др.

Законченную систему взглядов на актёрское творчество Щепкина выразил в письмах, высказываниях, воспоминаниях, беседах с учениками. Его деятельность утвердила критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Традиции сценического реализма, заложенные Щепкиным, сыграли большую роль в практике Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дома Щепкина». Сценические заветы Щепкина и проповедовавшиеся им этические принципы послужили основой реалистической системы актёрского творчества, созданной К. С. Станиславским.

Видеолекция  Галины Бескиной, посвященная реформаторам сценического искусства Ж.-Б. Мольеру и М.С. Щепкину

Экскурсии

Обзорная экскурсия «Творческий путь актера М.С. Щепкина – от крепостного мальчика до реформатора русского театра»

Экскурсия рассказывает о творческом пути актёра М.С. Щепкина, ставшего благодаря своему уникальному таланту, уму и трудолюбию крупнейшим реформатором русской актерской сцены. Дом-музей М. С. Щепкина располагается в старинном доме, построенном в конце XVIII века и являющимся уникальным памятником истории и архитектуры. Это здание одно из немногих дошедших до нашего времени, уцелевшее во время пожара Москвы 1812 года. Посетители увидят подлинные предметы: книги, живописные полотна, мебель, личные вещи хозяина дома; окунутся в атмосферу тепла и уюта, а главное - всепоглощающей любви к искусству театра, царившей в этом доме.

Продолжительность экскурсии 45 минут или 90 минут.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов

Вернуться к списку филиалов
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок