Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Актёр Вячеслав Езепов – о «берёзовом органе» Давида Боровского для спектакля «Насмешливое моё счастье»

3 ноября 2016 года в Мемориальной мастерской сценографа Давида Боровского – отделе ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в рамках акции «Ночь искусств» состоялась встреча с народным артистом России и Украины Вячеславом Езеповым. Вечер посвятили спектаклю «Насмешливое моё счастье» в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки, премьера которого состоялась 50 лет назад, в 1966 году (режиссёр М. Резникович). Уникальность этой постановки в том, что она и сегодня, хотя и с небольшим  перерывом, идёт на сцене театра, и  Вячеслав Езепов  играет в спектакле роль А.П. Чехова.

Актёр начал своё выступление с чтения стихотворения Саши Чёрного «Простые слова»:

В наши дни трёхмесячных успехов
И развязных гениев пера
Ты один, тревожно-мудрый Чехов,
С каждым днем нам ближе, чем вчера.

Фраза «тревожно-мудрый Чехов»  стала лейтмотивом выступления Вячеслава Езепова, он повторил её несколько раз. Актёр вспоминал историю создания спектакля о Лике Мизиновой и Ольге Леонардовне, необходимости Сахалина, взаимоотношениях с издателем газеты «Новое время» А. Сувориным и многом-многом другом, причём на основе  писем и записных книжек А.П. Чехова. Фраза, вынесенная в заглавие – «Насмешливое моё счастье», у Антона Павловича звучит чуть иначе: «Нехорошее, насмешливое, моё счастье».  В середине 60-х, когда Резникович привёз из Москвы  пьесу Л. Малюгина, которую уже  играли  в Театре им. Евг. Вахтангова, руководители Киевского театра сочли, что «разговорный» спектакль вряд ли понравится публике. Однако молодой тогда режиссёр, сегодня художественный руководитель театра, Михаил Резникович взялся за постановку, а  молодые актёры с восторгом начали репетировать. «Каждая репетиция была для нас праздником, – рассказывал Вячеслав Езепов, – и только Давид Боровский, художник спектакля, ходил мрачным. Он никак не мог придумать то пространство, в котором должны существовать актёры. И однажды, во время прогулки по Киеву, я ему рассказывал о воспоминаниях Ольги Леонардовны: когда на утро после смерти Чехова она распахнула окна гостиничного номера, в церкви напротив играл орган. Давид сразу насторожился, стал искать карандаш, бумагу, чтобы что-то нарисовать… Так возникла идея органа, а потом в голове художника она соединилась с воспоминанием о берёзах, описанных Чеховым в одном из писем. И возникло совершенно гениальное решение: на сцене орган, но его трубы словно бы берёзовые стволы».

Вячеслав Езепов подошёл к стоящему тут же мольберту, снял ткань, закрывающую картину, и гости вечера увидели тот самый берёзовый орган. Артист рассказал, что это одна из главных реликвий его жизни – эскиз, давным-давно подаренный ему Давидом Боровским. «Мне было тогда 25 лет, и я всё время открывал для себя своего, «тревожно-мудрого» Чехова. Эта роль станет для меня судьбоносной, – продолжал Вячеслав Езепов. Спектакль в Киеве увидит Анатолий Эфрос и пригласит меня в Москву в Театр им. Ленинского комсомола, которым он тогда руководил. А затем я перейду работать в Малый театр. Но буду ездить в Киев, и продолжать играть роль А.П. Чехова».

В начале двухтысячных в театре им. Леси Украинки отмечали юбилей, и было решено его играть в сохранившихся декорациях спектакля «Насмешливое моё счастье». На сцене вновь возник знаменитый берёзовый орган. «И это было очень удачное решение, –  вспоминал Вячеслав Езепов, – обычно юбилейный вечер играется однажды, на этот  же раз постановка шла долго, и зал всё время был полон. Тогда и возникла идея, она, кстати, принадлежала жене Давида Марине, восстановить спектакль. Мы с Резниковичем чуть переписали пьесу, представив события, как воспоминания Антона Павловича, – рассказывал В. Езепов. – К этому времени в театре появилась молодая актриса Наталия Доля, которая взамен ушедшей из театра Ады Роговцевой стала играть Лику Мизинову».

Спектакль продолжает с успехом идти на сцене театра им. Леси Украинки, его возят на  зарубежные гастроли. Большой удачей своей жизни Вячеслав Езепов считает то, что 50 лет прошли под знаком Чехова, в постижении мудрости писателя. В заключение он подошёл к ещё одному  мольберту, отодвинул ткань. Под ней оказался портрет писателя, сделанный Боровским и подаренный актёру. Только детали: шляпа, пенсне, бородка, трость, но перед нами вдруг появился словно бы живой Чехов. «Я очень хотел рассказать о спектакле «Насмешливое моё счастье» в Музее-мастерской Давида Боровского, – сказал Вячеслав Езепов».

Этот вечер продолжил одну из главных тем, исследованием которой занимается Музей-мастерская Давида Боровского: Чехов в творчестве художника. Ей были посвящены проходившие здесь выставки, обсуждения, встречи. Что же касается постановки «Насмешливое моё счастье», три года назад актёры театра им. Леси Украинки играли её здесь, в мемориальном музейном пространстве. Вечер тогда назвали «Спектакль вокруг макета», потому что едва ли не главным его участником был тот самый орган из берёзовых стволов, сделанный руками Давида Боровского.

Галина Фадеева

 

 

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок