Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Реставраторы восстановили вертепные куклы XIX века для музейно-театрального квартала «Бахрушинский»

07

02

Специалисты Бахрушинского театрального музея отреставрировали куклы второй половины XIX века для одной из разновидностей рождественского вертепа – шопки. Они будут выставлены в музейно-театральном квартале «Бахрушинский» на Павелецкой, открытие которого запланировано на 2024 год.

Шопка – это вид народного театра, появившийся в европейских странах, предположительно в XVI веке. Самую большую известность получила в XVIII-XIX веках. Такие вертепы практически всегда были двухъярусными, фигурки для них могли управляться кукольниками. На первом ярусе разыгрывались бытовые сценки, на втором – библейские.

«Старик», «Турецкий султан», «Маршалк» и «Сатана» поступили в реставрационную мастерскую в разном состоянии. Больше всего пострадала накидка сатаны: заломы и многочисленные утраты на черно-красном воротнике и нашивках в виде сердечек. Специалисты провели кропотливую работу. Секретами мастерства поделилась художник-реставратор по ткани 1 категории реставрационной мастерской Бахрушинского театрального музея с 19-летнем стажем Екатерина Шельбах.

Работа начинается с удаления пыли и водной очистки. Затем в ход идут иголка и нитка. Но и здесь не все так просто. Реставраторы не пользуются привычными нам нитками, они подбирают самую подходящую по составу и текстуре ткань, тонируют ее в нужный цвет, а потом извлекают оттуда нити, которыми и работают.

«Окрашивание дублировки– это долгий и трудоемкий процесс. Для каждой ткани используется свой краситель. Так, для шелковой лучше всего использовать кислотный, для хлопчатобумажной – прямой. Пропорции красителя тоже нужно вычислить до грамма, как и время окрашивания. Если немного передержать, то цвет может получиться темнее. Пробу цвета мы делаем на небольшом кусочке материи, сушим его, и сравниваем с исходным материалом», – уточнила Екатерина Шельбах.

Сатана

Если повреждения ткани небольшие, то реставратор укрепляет их нитью. В случае больших утрат, подбирает материал, окрашивает его в нужный цвет. Для дублирования ветхих тканей на ткань наносят реставрационный клей, который фиксируется при помощи электрошпателя и укрепляется иглой и нитью. Далее производится монтаж деталей на кукле.

Специалист повторяет и ширину, и наклон шва. Кстати, строчки на изделиях, сделанные на машинке, стараются не демонтировать, так как повторить их на современном оборудовании очень сложно.

Сохранить старинные экспонаты помогают соблюдение температуро-влажностного режима, защита от пыли и длительного воздействия солнца.

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок