Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



К 100-летию «Леса» Мейерхольда вспоминаем факты о постановке и показываем фотографии из фондов

19

01

Социальные маски, параллельный монтаж и возвращение балагана: в день 100-летия со дня премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда «Лес» Бахрушинский театральный музей показывает фотографии и рассказывает о трех принципах новаторской постановки.

«Лес» 1924 года стал знаковым не только для самого режиссера, но и для отечественного театра в целом. Мейерхольд перекомпоновал текст пьесы, разделив сначала на 33 эпизода, позже сократив количество до 16. Все персонажи были поделены на два враждующих лагеря. Желание продемонстрировать заложенные в тексте социальные конфликты привело к одному из главных принципов структуры спектакля – социальной маски, определяющий законы и природу игры.

Второй принцип – параллельный монтаж. В разных концах сцены одновременно происходило два действия. При этом само пространство было почти пустым и бесцветным. На его фоне контрастировали разноцветные костюмы и яркие парики. Актеры же использовали приемы клоунады и акробатики. Все это придавало постановке «балаганный простонародный дух» – и это третий принцип.

Спектакль имел оглушительный успех. Актеры выходили на сцену практически ежедневно. Критики писали: «Своим «Лесом» Мейерхольд пробил широкую брешь в стене, опоясывающей заветное кладбище «вечных святынь», и показал, что современный театр – он везде, хоть за тысячу лет до нас, при условии творческого к нему подхода».

6-й эпизод. Три добрых дела разом. Турка – В.А. Маслацов, Алексис – И.А. Пырьев, Бодаев – Н.В. Карабанов, Попадья – Н.И. Твердынская, Отец Евгений – С.В. Козиков, Гурмыжская – Е.А. Тяпкина. Лес, 1924.

Ключевую роль спектакль сыграл и в жизни Зинаиды Райх – она впервые вышла на сцену. Авангардная постановка принесла ей известность. Писатель Илья Эренбург вспоминал: «В сильном ансамбле, среди гротесковых пересечений особенно чисто, искренне зазвучала лирическая нота, ее с какой-то безошибочной внутренней убежденностью вела Аксюша — Зинаида Райх».

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок