19 мая в Пермском театре оперы и балета имени П.И. Чайковского завершил работу Юбилейный Х Всероссийский семинар Бахрушинского музея

23

05

17-19 мая 2022 года в одном из самых театральных российских регионов прошел Юбилейный Х Всероссийский семинар «Театральный музей в пространстве современной культуры»,посвященный актуальным проблемам отечественных музеев театров. Организаторы семинара – Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Пермского края и инициатор семинаров – Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, являющийся федеральным научно-методическим центром МК РФ по работе с государственными театральными музеями и музеями/архивами театров России. Со-организатором семинара выступил Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского.

В Год культурного наследия народов России в семинаре приняли участие более 60 человекпредставители министерства культуры и отделения СТД Пермского края, сотрудники Бахрушинского музея, руководители театров и государственных театральных музеев, кураторы музеев и архивов театров из 19 городов страны ­– Москвы, Перми и Пермского края (Березники, Лысьва), Архангельска, Белгорода, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Саратова, Татарстана, Дагестана, Республики Башкортостан, Красноярска, Тюмени и Сургута, Республики Тыва, Волгограда и Кинешмы Ивановской области.

Кураторы семинара: Бурлакова Тамара Тихоновна – заведующая отделом научно-методической работы Бахрушинского музея; Ныробцева Людмила Витальевна –  заведующая музеем Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, куратор семинара от Пермского края; координатор семинара – Мельничук Екатерина Петровна, – зам. зав. отделом научно-методической работы.

На открытии семинара в Пермском театре оперы и балета имени П.И. Чайковского 17 мая участников приветствовали и.о. министра культуры Пермской области Алла Валерьевна Платонова, генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Кристина Дмитриевна Трубинова и заместитель генерального директора Театрального музея им. А.А. Бахрушина по хранению-главный хранитель Виктория Львовна Журавлева. Выступающие единодушно отметили важность проведения подобных семинаров, значимость сотрудничества современных государственных музеев и музеев/архивов театров, необходимость поддержки музеев театров и инициатив по сохранению и популяризации отечественного театрального наследия. Отмечалась историческая связь Бахрушинского музея с Пермским краем, где в эвакуации находились в годы войны раритетные материалы Театрального музея.

Основной темой первого дня семинара, открывшегося научно-практической конференцией «Музей и театр: живая история», стала тема сохранения театрального наследия в Пермском крае, приуроченная к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева. Бахрушинский музей представил фильм, созданный на основе редких фондовых материалов «дягилевской» коллекции.

Тематика научной сессии определялась не только спецификой работы музеев театров, но и государственных учреждений, сохраняющих культурно-историческое наследие, связанное с историей театральной жизни России. Свои театральные собрания продемонстрировали Государственный архив Пермского края, Пермская государственная художественная галерея, Мемориальный музей «Дом С.П. Дягилева».

На открытии был также показан ретроспективный фильм, рассказывающий об истории и итогах всероссийских семинаров, проходивших в Тюмени, Москве, в республиках Марий Эл, Татарстан и Дагестан, Костроме и Саратове…

В рамках конференции состоялась презентация сборника статей участников семинаров «Музей и театр: живая история» (Бахрушинский музей, 2022), изданного к юбилейному событию Бахрушинским музеем.

Завершился первый день посещением Мемориального музея «Дом Дягилева», где участники семинара увидели уникальные предметы из пермских имений семьи Дягилевых, дары в музейное собрание российских и зарубежных художников, скульпторов, известных деятелей отечественного балетного искусства.

            18 мая в рамках семинара прошло практическое занятие в музее Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, который обладает редким собранием. Заведующая музеем Людмила Ныробцева представила историю, процесс формирования и развития фондового собрания музея театра.

На занятии были рассмотрены важные проблемы: учета поступающих в музей театра предметов, их грамотного приема в музейное собрание, оформления и хранения. Были также продемонстрированы выставки музея и уникальная инклюзивная программа «Трогательное путешествие» для слепых и слабовидящих посетителей, разработанная сотрудниками музея при грантовой поддержке.

Экскурсия с Людмилой Ныробцевой по Перми-театральной с посещением ТЮЗа и Театра кукол стали погружением в мир театрального закулисья, театральной жизни и общения театра со зрителями. Особое впечатление произвели на участников семинара мультимедийные программы ТЮЗа, раскрывающие историю здания и самого театра, а также программы и занятия для самых маленьких посетителей («бэби-программы») Пермского театра кукол.

Эти уникальные практики могут стать источником новых проектов для кураторов музеев театров других регионов.

            19 мая программа практических занятий была посвящена проблемам хранения и экспонирования предметов различного типа в музее. Особенности хранения предметов из кожи, меха, ткани, бумаги продемонстрировали хранители Пермского краеведческого музея (главный хранитель — Надежда Сергеевна Горшкова). Специалисты Пермской государственной художественной галереи на примере собственных экспозиций и выставок показали особенности широкого представления и хранения графики (Ольга Витальевна Старцева — заместитель директора по научной работе).

            Неизгладимое впечатление на участников семинара произвела знаменитая коллекция деревянной православной скульптуры из собрания Пермской государственной художественной галереи, включающей в себя около 400 раритетных предметов.

Несмотря на то, что с начала XVIII века Русская православная церковь запретила объемные изображения святых, искоренить традицию вырезать «богов» из дерева в этом регионе не удалось. Наиболее распространенный образ Христа в пермской скульптуре — «Христос в темнице» или «Спас Полуночный», изображающий Христа до восхождения на Голгофу, когда он был поругаем римскими стражниками.

Завершилась рабочая программа семинара круглым столом «Роль личности в сохранении отечественного театрального наследия», модераторами которого выступили Софья Михайловна Грачёва – директор Музея МХАТ, и Марина Викторовна Назарова – руководитель Музея Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова. Актуальная тема вызвала живой интерес, так как напрямую связана с проблемами сохранения этого наследия самими участниками семинара.

В рамках культурной программы участники семинара побывали на спектаклях театров Перми, также выступивших в роли соорганизаторов семинара, среди них: пермский «Театр-Театр», «У моста», ТЮЗ и Театр кукол. Все спектакли еще раз подтвердили славу Перми как одной из театральных столиц России.

На закрытии семинара, при подведении его итогов Довлет Чесикович Анзароков, генеральный директор Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, сказал:

«Мы очень гордимся сотрудничеством и партнерством с прославленным Театральным музеем им. А.А. Бахрушина. Что касается нашего музея, то мы очень хотим, чтобы у нас была полноценная экспозиция, которая бы в полной мере раскрывала историю нашего театра. Мы на данный момент ведём работу в этом направлении и надеемся, что в ближайшие два года мы решим данный вопрос и приведем в порядок те бесценные материалы, которые у нас хранятся в архиве, систематизируем и улучшим их хранение, а также сделаем доступными широкой публике. Обязательно приезжайте к нам еще, мы будем рады вас видеть на всех наших мероприятиях!»

Семинар получил высокую оценку участников, которые выразили признательность Бахрушинскому музею за интересную программу семинара, за поддержку музеев театров в деле разрешения существующих проблем их развития, за научно-методическую помощь руководителям и сотрудникам этих музеев. Руководители музеев театров также выразили надежду на то, что деятельность эта получит свое дальнейшее развитие и объединительное движение театральных музеев, которое возглавляет Бахрушинский музей, приобретет еще более широкий масштаб. Отдельно был поднят вопрос о необходимости решения при поддержке Министерства культуры РФ вопроса обретения официального статуса музеями театров.

Ольга Николаевна Кузьмичева, заведующая литературно-драматической части Тульского театра им. М. Горького:

 «Я благодарю Бахрушинский музей за то, что, как и сто лет назад он собирал материалы, объединял вокруг себя людей, которым была небезразлична судьба театрального наследия, так и сегодня он продолжает делать это важное дело – сохранение театрального наследия для потомков. 

На семинаре собрались люди разных возрастов, люди с разным опытом, те, кто только начинает постигать музейное дело и те, кто уже достиг определённых высот на этом поприще. В результате нашего трехдневного насыщенного общения мы обрели общий возраст – возраст творчества. Дружественная атмосфера наших обсуждений, особый дух творчества Перми, насыщенная интересная программа – вдохновили нас, зарядили нас энергией дальше фантазировать, делиться опытом, обретать новые знания, и самое главное – сохранять наши крылья».

Клавдия Александровна Савина, заведующая театральным музеем Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина, заслуженная артистка России:

«Буквально три дня назад мы были все чужие люди, сегодня мы к каждому имеем какое-то свое отношение, и я хочу сказать, что я вас всех люблю! Спасибо Бахрушинскому музею за бесценные эмоции и впечатления, которые мы друг другу подарили, и за тот опыт, который мы обрели».

Галина Павловна Ивинских, профессор кафедры режиссуры и мастерства актера Пермского государственного института культуры»:

«Всероссийский семинар «Театральный музей в пространстве современной культуры» позволил мне убедиться, что каждый из нас в свое собственное дело и в наше общее дело – сохранение театрального наследия – вкладывает своё сердце и душу».

Марина Викторовна Назарова, руководитель Музея Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова: «Музей нашего театра принимает участие в Всероссийском семинаре “Театральный музей в пространстве современной культуры” в третий раз. Это уже сформированная потребность и необходимость для нас. Семинар дарит встречи с удивительными людьми, профессионалами своего дела. Для нас семинар – это возможность поделиться своими успехами или попросить совета у коллег, понять, что мы вместе, и все получится. X Юбилейный семинар в прекрасной Перми с невероятно насыщенной программой не стал исключением».

Софья Михайловна Грачева, директор Музея МХАТ:

«Всероссийские семинары давно стали открытой площадкой для обмена опытом работы государственных музеев и начинающих музейщиков, это возможность поговорить открыто о проблемах, с которыми сталкиваются музеи театров. Очень важной стратегической проблемой является проблема позиционирования».

Лилия Гасановна Джамалутдинова, заведующая Музеем истории театров Дагестана: «С Театральным музеем им. А.А. Бахрушина нас связывают давние творческие контакты.  Совместно с Театральным музеем им. А.А. Бахрушина было реализовано немало значимых творческих проектов, среди которых – совместная выставка театральных работ дагестанского художника Эдуарда Моисеевича Путерброта – “Эдуард Путерброт. Художник и театр”, выставка “Театр – зеркало эпохи” в рамках Международного фестиваля “Волшебный мир кукол” стран BRICSТ и другие проекты.

Музей истории театров Дагестана – постоянный участник всероссийских семинаров. Этот семинар давно стал объединяющей площадкой для всех тех, кому небезразлична судьба театрального наследия. Мы с большой радостью принимаем участие в этой программе Бахрушинского музея!». 

Постоянный участник Всероссийских семинаров Александр Евгеньевич Экгарт, заведующий архивно-выставочной частью Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва:

«В первую очередь для меня, как человека, занимающегося музейным делом, Всероссийский семинар “Театральный музей в пространстве современной культуры” – это живое общение с коллегами. Общаясь с участниками семинара, я нахожу ответы на многие вопросы: как мне лучше организовать работу в своём архиве, какую работу мне необходимо провести, чтобы его структурировать и др. С участниками семинара мы находимся в постоянном диалоге, который помогает нам обмениваться опытом и открывать для себя каждый раз что-то новое. Можно сказать, что музей Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва формировался и развивался вместе с семинарами. Начинался музей с архива. В самом начале была потребность обеспечить, в первую очередь, сохранность вещей, а теперь перед нами стоит задача ­ продемонстрировать богатства, которые у нас хранятся».

В завершение семинара состоялась передача театральными музеями России материалов в фонды ГЦТМ. Так, заведующая музеем Нижегородского драматического театра им. М. Горького Театра Т.Е. Яровикова передала редкий эскиз 1943 г. художника В.Я. Герасименко из спектакля «Царь Федор Иоаннович», 1959 г. Л.В. Ныробцева вручила Бахрушинскому музею раритетную подборку газет «Наш театр» 1943-1946 гг., выпускавшихся Молотовским государственным театром оперы и балета и отражающих его историю.

Участники семинара разъехались по своим регионам, чтобы в октябре встретиться на следующем семинаре ­– в городе Туле, где у Бахрушинского музея создается новый филиал.

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Адрес

115054, Москва,

ул. Бахрушина, 31/12

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок