Филиал Бахрушинского музея, Музей-квартира В.Н. Плучека присоединяется к межмузейному флешмобу #словонаэкспонате, который запустил музей-заповедник «Коломенский кремль»
12
Музей-квартира В.Н. Плучека представляет блюдо подносное, изготовленное во второй половине XIX века на фабрике Гарднера в подмосковном селе Вербилки и макет к спектаклю «Баня» Московского театра сатиры, поставленному в 1953 году в режиссуре В.Н. Плучека, Н.В. Петрова и С.И. Юткевича и буквально взорвавшем театральную Москву.
На подносном блюде розового цвета по краю размещен текст молитвы «Отче наш» – «Хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь».
Еще в XVI веке в России появилась традиция преподносить подарок на специальном подносе, позднее дарить хлеб и соль на блюде стало обычаем. Подносные блюда использовались для подарков на именины, юбилеи и свадьбы.
Тарелки и блюда подобного дизайна на фабрике Гарднера производили в разной цветовой гамме: розовые, голубые, салатовые. А вот сельскохозяйственный сюжет в центре был одним и тем же: сноп колосьев, плуг, серп. Подносные блюда с аналогичными сюжетами производили также из металла и дерева на предприятиях или кустарным способом.
Спектакль «Баня» в поставке 1953 года снова открыл для широкой театральной публики драматургию Владимира Маяковского, более двадцати лет находившуюся под негласным запретом.
Надписи: «Не курить. Не плевать. Не сорить. Не шуметь. Без доклада не входить. Кончил дело – уходи. Не беспокой занятого человека».
В сценографии спектакля были использованы огромные рисунки Маяковского-карикатуриста. С боковых ширм на зрителей смотрели страшные зубастые лица-маски с выпученными глазами. Сцена была разделена на два этажа с надписями-лозунгами из серии: «Советский бюрократ хоть тут рабочему подгадить рад», «Кончил дело — уходи, не беспокой занятого человека». Спектакль имел оглушительный невиданный успех! О нем много писали в отечественной и зарубежной прессе. О нем до сих пор вспоминают с восхищением все, кому посчастливилось на нем побывать. Бертольд Брехт записал в дневнике в 1955 году: «В Театре сатиры видел „Баню“ Маяковского. Полная жизни камерная мистерия, которую очень живо играют превосходные актеры. Реалистическая игра, повсюду эффекты отчуждения, пафос комического».
*Блюдо подносное. Фабрика Гарднера, Вербилки, Россия. Вторая половина XIX века. Музей-квартира В.Н. Плучека, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
*Юткевич Сергей Иосифович. Макет к спектаклю «Баня» Московского театра сатиры. СССР, 1953 год. Музей-квартира В.Н. Плучека, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина