Вечер Достоевского: «Преступление и наказание» в театре и кино

14

11

12 ноября 2016 года в лектории главного здания ГЦТМ им. А.А  Бахрушина состоялся вечер, посвящённый сразу двум важным юбилеям в жизни великого русского писателя Ф.М. Достоевского – 195-летию со дня рождения и 150-летию романа «Преступление и наказание». Автор и ведущая встречи, старший научный сотрудник Бахрушинского музея Екатерина Казакова задумывала вечер, как «сложносочинённый» и синтетический, посвященный художественным, театральным и кинематографическим версиям романа. Первой на импровизированную музейную сцену вышла Татьяна Бирюкова-Константинова, филолог и друг Бахрушинского музея, жена выдающегося художника-графика Фёдора Константинова, создавшего иллюстрации к роману «Преступление и наказание» ещё в 1945 году, когда только-только закончилась Великая Отечественная война, и Достоевский вовсе не был в числе авторов, активно публикуемых советскими издательствами.

Ученик В. Фаворского, именно его работы графический портрет Ф.М. Достоевского украшал музейную сцену во время вечера, Фёдор Константинов (1910-1997) много работал в жанре книжной иллюстрации. Среди его любимых авторов были античные поэты, зарубежные классики ХIХ века, их русские современники, в том числе и Ф.М. Достоевский. Т. Бирюкова- Константинова представила документальный фильм о художнике, предварив его рассказом о том, что Ф.Д. Константинов рос недалеко от имения Даровое в Зарайском районе Московской области, которое некогда принадлежало семье Ф.М. Достоевского. Она подробно рассказала, как художник пришёл к созданию портрета Р. Раскольникова и других иллюстраций к роману.

«Одним из первых театральных воплощений прозы Достоевского после смерти Сталина стал спектакль Г.А. Товстоногова 1957 года «Идиот» в ленинградском БДТ с блестящим И. Смоктуновским в главной роли, и это было одним из свидетельств «оттепели», – начала рассказ Екатерина Казакова. – В кино, – продолжала ведущая, – в конце 1950-х годов И.А. Пырьев приступит к экранизации романа «Идиот», в главных ролях заняты прекрасные вахтанговские актёры Ю. Борисова и Ю. Яковлев. А в 1967 г. И. Пырьев начинает работу над экранизацией романа «Братья Карамазовы», которую после его смерти в 1968 г. завершат исполнители главных ролей К. Лавров и М. Ульянов. И наконец, в 1969 г. за экранизацию романа «Преступление и наказание» возьмётся режиссёр Лев Кулиджанов, на главную роль Р. Раскольников он пригласит 24-хлетнего Георгия Тараторкина».

Екатерина Казакова вспомнила, что, выступая нынешним летом перед жителями г. Зарайска, Г. Тараторкин говорил, что Раскольников стал для него не ролью, а судьбой. Он полностью разделял идею режиссёра сделать киноверсию романа предельно документальной. Ведь его страницы романа накладываются на петербургские реалии, топонимику города: переулки, дворы, дома – те же. Тогда, в 60-е годы прошлого века, весь район вокруг Екатерининского канала и Сенной площади ещё оставался таким же, как и сто лет назад, когда Ф.М. Достоевский работал над романом. Это создало в фильме особую атмосферу достоверности. Картина произвела большое впечатление и на зрителей, и на критику.

Тем временем в московском театре им. Моссовета в 1969 году за воплощение сценической версии романа берётся Ю.А. Завадский, но его спектакль будет называться «Петербургские сновидения», и в этом был особый смысл. В отрывке из документального фильма, посвящённого постановке, Ия Савина, игравшая Соню, будет говорить о том, что неслучайно Ю.А. Завадский выбрал такое название: весь спектакль – это сновидения Раскольникова, которые тот путает с реальностью. Екатерина Казакова подчеркнула, что в те годы нельзя было даже представить себе, что со сцены советского театра могут звучать слова из Евангелия, в спектакле Завадского они звучали: сцена воскрешения Лазаря. Первым исполнителем главной роли стал невероятно популярный тогда актёр театра им. Моссовета Геннадий Бортников. Затем появится второй состав, где роль Р. Раскольникова будет играть всё тот же Г. Тараторкин. Ю.А. Завадский будто бы скажет: «Я  так не ставил, но это интересно». В каждой из работ и режиссёры, и актёры, игравшие Раскольникова, по-своему будут отвечать на заданный автором вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?».

Закончила вечер Екатерина Казакова строчками С.Я. Маршака:

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Вечер сопровождала специально подготовленная видеопрограмма. Кроме отрывков из фильма Л. Кулиджанова, спектакля Ю. Завадского и из документальной ленты, посвящённой этой постановке, также был показан фрагмент картины А. Сокурова «Тихие страницы», снятой в 1994 г. по мотивам романа «Преступление и наказание», автор сценария Ю. Арабов.

Г. Фадеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Адрес

115054, Москва,

ул. Бахрушина, 31/12

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок