Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Музей-квартира В.Н. Плучека

Музей-квартира В.Н. Плучека
Адрес: 103104, Москва, ул. Б. Бронная, д. 2/6, кв. 47
(ст. м. Пушкинская)

Телефон: +7 /499/ 484-77-77

Время работы: :

Внимание!
Филиал закрыт на реконструкцию.

Приглашаем вас посетить другие филиалы
Государственного центрального театрального
музея имени А.А. Бахрушина.

Приносим свои извинения за доставленные неудобства!


Заведующая филиалом - Фаина Александровна Мирошниченко

В. Н. Плучек

Валентин Николаевич Плучек /4.09.1909-17.08.2002/, русский режиссёр.


Родился 22 августа /4 сентября/ 1909 г. В 1928 г., будучи учеником Студии Мейерхольда, дебютировал в роли офицера с букетом в легендарном мейерхольдовском «Ревизоре». С 1929 по 1933 гг. — актёр Театра Вс. Мейерхольда. В 1934 г. Плучек с драматургом А. Арбузовым создают свою знаменитую довоенную студию. В студии занимались: Гердт, Галич, Греков, Багрицкий, Львовский, Зак, Кузнецов и др. 5 марта 1941 г. состоялась премьера спектакля «Город на заре», который возвещал о появлении нового театра. С началом войны закончилась жизнь студии. Плучек считал период работы в студии одним из важнейших этапов своей жизни. В военные годы он ставил спектакли для фронтовых театров, затем получил приглашение возглавить Театр Северного флота /г. Полярный/. Здесь он поставил спектакли: «Давным-давно» Гладкова, «Слуга двух господ» Гольдони, «Собака на сене» Лопе де Вега и т. д. В 1946 г. Плучек возвращается в Москву и работает в гастрольных театрах при ВТО. Художественный руководитель Театра сатиры Н. Петров и директор театра М. Никонов приглашают его на постановку пьесы о рабочем классе В. Полякова «Не ваше дело» /премьера 1950/. В 1952 г. совместно с Петровым ставит спектакли «Пролитая чаша» Ван Ши-Фу, «Потерянное письмо» И. Караджале. В 1953 г. в его постановке появляется Вечер русской классической сатиры «Страницы минувшего» /«Как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина, «Завтрак у предводителя» Тургенева, «Игроки» Гоголя/. Совместно с С. Юткевичем и Н. Петровым ставит в 1953 г. «Баню». В 1955 г. состоялась премьера «Клопа» Маяковского. Спектакль «Клоп» был показан в Париже на фестивале Театров наций в 1963 г., в год 70-летия со дня рождения В.В. Маяковского. Исполнитель роли Присыпкина Владимир Лепко был отмечен гран-при фестиваля.


В 1957 г. становится главным режиссёром Театра сатиры. В этом же году состоялась премьера его знаменитого спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета /в главных роля Б. Тенин и А. Папанов/. В том же 1957 г. выйдет его спектакль «Мистерия-буфф» Маяковского. В 1959 г. он ставит «Дамоклов меч» Н. Хикмета, спектакль становится одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый спектакль Плучек выпустит в 1966 г. — «Тёркин на том свете» А. Твардовского с А. Папановым в главной роли /музыка Р. Щедрина/. В 1969 г. состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» Бомарше с Андреем Мироновым в главной роли. Спектакль шёл на постоянных аншлагах до 1987 г., пока был жив исполнитель главной роли. Новое поколение зрителей знает и любит этот спектакль по телеверсии. В 1970 г. Плучек выпустил спектакль «У времени в плену» А. Штейна с А. Мироновым, А. Папановым и Т. Ицыкович /Васильевой/ в главных ролях. Революционный сюжет спектакля оградил его от нападок партийной цензуры. В 1975 г. состоялась премьера одной из самых интересных пьес М. Рощина «Ремонт». В 1980 г. театр показал одну из лучших последних пьес В. Розова «Гнездо глухаря» с А. Папановым в главной роли. В 1982 г. Плучек ставит «Самоубийцу» Н. Эрдмана. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной. Спектакль разделил судьбу ранее закрытых спектаклей «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета и «Тёркин на том свете» А. Твардовского, и только в 1986 г. был восстановлен. В 1984 г. на Малой сцене В. Плучек выпустил «Вишнёвый сад» Чехова, предложив абсолютно новую интерпретацию пьесы. Спектакль был сделан вокруг Лопахина /А. Миронов/, что соответствовало замыслу самого автора. Лучшие свои роли сыграли в спектакле актёры театра Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Раиса Этуш. В 80 лет /1989 г./ В. Плучек ставит «Трибунал» В. Войновича. В 1991 г. выпускает «Идеального мужа» О. Уайльда, в 1992 г. — комедию А.Н. Островского «Горячее сердце», в 1994 г. — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — спектакль, высоко оценённый критикой. В 1996 г. состоялась премьера «Трёхгрошовой оперы» Б. Брехта, а в 1998 г. — «Ревизора» Н.В. Гоголя — пьесы, с которой началась его жизнь в театре. В 2002 г. Плучек работает над комедией Гольдони «Слуга двух господ». Автор ряда статей о театральном искусстве и книги «На сцене — Маяковский» /1962/.


Умер В.Н. Плучек 17 августа 2002 г.

Экспозиция

15 октября 2009 года в Москве состоялось открытие постоянной экспозиции в новом филиале Театрального музея им. А. А. Бахрушина — Музее-квартире выдающегося режиссёра, народного артиста СССР В. Н. Плучека. Это событие было приурочено к столетию великого мастера. Половину своей жизни он отдал Театру сатиры.


На торжественной церемонии открытия присутствовали директор Театра сатиры Мамед Агаев, художественный руководитель Александр Ширвиндт, легендарные актёры театра — Вера Васильева, Зоя Зелинская, Юрий Васильев, сын В. Н. Плучека — Андрей Плучек, режиссёр Сергей Арцибашев, руководитель творческо-информационного центра Малого театра Галина Полтавская и многие другие театральные деятели.


Первым собравшихся поздравил генеральный директор Театрального музея им. А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов: «Мы искренне рады, что квартира Валентина Плучека открывается для широкой аудитории. Все предметы , живопись, графика сохранены в том первозданном виде, в котором они были при жизни Валентина Николаевича». В своей речи Родионов также поблагодарил всех тех, кто был причастен к созданию Музея-квартиры — коллег, друзей и близких В. Н. Плучека, сотрудников Театрального музея им. А. А. Бахрушина.


Борис Поюровский, попечитель Музея-квартиры В. Н. Плучека, исполнил волю своего близкого друга: квартира обрела статус музея, в котором будут проводить экскурсии. Первые шаги по осуществлению заветного желания Плучека сделала его жена Зинаида Павловна, но, к сожалению, она пережила своего мужа лишь на два года и не успела закончить начатое. Несмотря на многие трудности, дело Зинаиды Плучек обрело успешное завершение. Отныне Музей-квартира является филиалом Театрального музея им. А. А. Бахрушина.


Александр Ширвиндт выразил своё восхищение тем, что квартиру Валентина Николаевича взял под свою опеку Театральный музей им. А. А. Бахрушина: «Это счастье, — сказал он. — Музеи должны сохранять чистоту жанра, память о великих людях современности».


Вера Васильева, сыгравшая в самых первых спектаклях Плучека, рассказала о том, как он создавал иной театр, жил, творил во имя своего преданного зрителя. «Благодаря Плучеку мы имеем замечательные взаимоотношения внутри коллектива. Валентин Николаевич был бойцом, который не привык отступать», — сказала Вера Кузьминична. Её слова дополнил Юрий Васильев: «Валентин Николаевич доверял и верил до конца. Он никогда не отрекался от своих учеников, также как и не отрёкся от своего учителя Всеволода Мейерхольда».


В квартире Плучека просторные холл и гостиная, небольшие, но светлые и уютные комнаты, всё сохраняется как при жизни именитого хозяина. Старинная , фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от их авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции на библейские темы Пикассо. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишнёвый сад», костюм Андрея Миронова из «Фигаро», мундир А.Д. Папанова в роли Городничего, макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф».


Валентин Плучек – один из самых ярких и незаурядных театральных деятелей XX в. Его детство и юность пришлись на трудное революционное время, он был беспризорником, с восьми лет воспитывался в детском доме. Плучек - один из последних мейерхольдовских учеников. «Всё моё человеческое, актёрское, режиссёрское становление было неразрывно связано, пронизано и напитано Мейерхольдом»,- признавался он. Не случайно постоянную экспозицию открывают карандашный портрет Мейерхольда, выполненный Николаем Соколовым - художником группы Кукрыниксы, изваяния Мейерхольда в фарфоре и дереве. Здесь же юбилейная афиша театра Северного флота. Плучек был его руководителем в годы Великой Отечественной войны.


Начало режиссёрской деятельности Плучека связано с такими именами, как М. Бабанова, Э. Гарин, А. Арбузов, З. Гердт, А. Галич, С. Юткевич. Полвека судьба Плучека неразрывно связана с Московским театром сатиры, где он поставил более 40 спектаклей, каждый из которых становился событием культурной жизни.


Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками В.Н. Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.


25 марта 2010 г., в канун Международного Дня театра, в торжественной обстановке на доме 2/6 по улице Б. Бронная ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и Московским академическим Театром сатиры была установлена мемориальная доска В.Н. Плучеку /художник В.Н. Шихарев/

Экскурсии

Обзорная экскурсия «Жизнь и творчество В. Н. Плучека»

Открытый в 2009 г. Музей-квартира В. Н. Плучека уже приобрёл своих постоянных посетителей — тех, кого привлекают вечерние мероприятия музея, работающие в нём творческие лаборатории и, конечно, экскурсии по его экспозиции, объединяющие мемориальную и содержательную части, которые не только прослеживают творческий путь выдающегося режиссёра, но и воссоздают театральную эпоху XX в., чему способствует тщательно подобранный видеоряд.

Продолжительность 90 мин. Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов




Любимые актёры В. Н. Плучека /А. Д. Папанов и А. А. Миронов

Зрители старшего поколения помнят: Театр сатиры времён художественного руководства В. Н. Плучека перед началом спектакля напоминал осаждаемую крепость, которую брали штурмом многочисленные зрители, стремящиеся в него попасть. Многие спектакли В. Н. Плучека «держались» на партнёрском взаимодействии двух ведущих актёров труппы — А. Д. Папанова и А. А. Миронова. Вспомним спектакли «Клоп», «Ревизор», «Горе от ума», «Вишнёвый сад»… Экскурсия воссоздаёт атмосферу «золотого века» Театра сатиры с его разнообразными, яркими сценическими дарованиями и признанными лидерами.

Для всех категорий посетителей

Продолжительность 45 мин. Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов

Великий учитель – Всеволод Мейерхольд. История становления мировоззрения и творческого почерка В.Н. Плучека

«Я был опален гением Мейерхольда!», говорил Валентин Плучек о своём учителе. Став студентом мейерхольдовской студии в 1926 году, Плучек сразу же получает первую роль в постановке «Ревизор» по произведению Николая Гоголя. Закончив актерскую студию, он пробует себя в качестве режиссера, становится ассистентом Мейерхольда в ряде спектаклей. За время работы с
Мейерхольдом произошло формирование Плучека как режиссера, и уже в 1932 году он создает собственную театральную студию – ТРАМ электриков, где собирает таких интересных и впоследствии знаменитых актеров, как Зиновий Гердт, Александр Галич, Исай Кузнецов и др.

Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

Каким может быть театр во время войны? Рассказ о работе Валентина Плучека в Чирчике и в Театре Северного флота (город Полярный)

В канун Великой отечественной войны Валентин Плучек поставил «Город на заре» по пьесе своего друга драматурга Алексея Арбузова. Премьера спектакля стала событием в театральной жизни Москвы. Режиссёрская работа Плучека во время войны становится ярким примером борьбы жизни и смерти: сначала – во время эвакуации в Чирчик, где он был руководителем Русского драматического театра, потом – на передовых линиях фронта, во время работы в Театре северного флота.

Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

В.Н. Плучек и театральные художники

«Если есть такой художник, наделенный крупным талантом поэта-живописца, так это — Александр Григорьевич Тышлер», писал в своих воспоминаниях Плучек. Валентин Плучек работал со многими выдающимися театральными художниками. Самыми известными среди них являются Валерий Левенталь, Александр Тышлер, Борис Мессерер, Эдуард Кочергин и др. Борис Мессерер выступил создателем сценографии «Самоубийцы» (1982 г.) по замечательному произведению Николая Эрдмана, запрещённого после премьеры и затем восстановленного Плучеком.

Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

Валентин Плучек глазами современников

Жизнь Валентина Плучека – это череда судьбоносных встреч с самыми удивительными людьми, лучшими представителями своего времени. Мы собрали воспоминания о режиссере, чтобы представить его живой портрет от лица поэтов, художников и актеров (Р. Щедрин, М. Захаров, В. Мережко, Питер Брук, К. Симонов, Назым Хикмет, В. Войнович и др.).

Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

Интерактивная программа для школьников. Звезды Театра сатиры – детям

Вместе с нашими самыми юными посетителями мы познакомимся с известными актёрами Московского академического театра сатиры (А. Папанов, А. Миронов, В. Васильева, О. Аросьева, С. Мишулин) и попробуем угадать, кому из героев знаменитых мультфильмов они дали голоса, а потом сами попробуем представить, как могли бы говорить другие, уже придуманные нами, персонажи.

Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

Интерактивная программа для школьников. Викторина «Учимся видеть». Первое знакомство с экспозицией музея-квартиры В.Н. Плучека

Во время этой встречи-игры нам предстоит совершить путешествие в мир театрального искусства, соединившего в себе одновременно живопись, поэзию и музыку. С помощью игровых викторин, видеоматериалов и чтения фрагментов художественных произведений мы создадим собственную карту экспозиции музея-квартиры, включающую шедевры живописи авангарда (Пабло Пикассо, Марк Шагал, Фернан Леже, Александр Тышлер, Роберт Фальк), мебель XIX века, театральные костюмы, восточные музыкальные инструменты, скульптуры, памятные фотографии, уникальную личную библиотеку В.Н. Плучека и многое другое.

Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

Образовательная программа для подростков (14+). Посвящение в театральные зрители

Как создается театральный спектакль? Чем занимаются гримёры, бутафоры и художники-декораторы? Какие необходимые элементы содержит в себе театральная постановка? В этой программе мы приглашаем наших посетителей заглянуть за кулисы, чтобы узнать, как происходит работа над спектаклем на разных этапах; познакомиться с театральными профессиями, мастерами сцены; разобраться с самыми простыми, но очень важными театральными терминами.

Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083

Образовательная программа для подростков (14+). Встречи с классикой:

1) «Ревизор» Гоголя в творчестве Мейерхольда и Плучека
2) А.С. Грибоедова. «Горе уму» Мейерхольда и «Горе от ума»

Плучека


Приглашаем школьников и их родителей на просмотр и обсуждение театральных постановок. На примере одного из спектаклей – «Ревизор» по пьесе Николая Гоголя или «Горе уму» и «Горе от ума» А.С. Грибоедова – поговорим о том, как рождается замысел той или иной постановки и происходит поиск пути воплощения этого замысла. Вместе мы будем учиться анализировать приёмы сценографии и особенности театрального костюма.

Посещение по предварительной записи по телефону + 7 /495/ 697 7083
Вернуться к списку филиалов
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок