Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Открытие выставки «ОТ Станиславского до Додина: уроки режиссуры». Выступления

 

Дмитрий Родионов, генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина

Дорогие друзья, мы искренне рады приветствовать вас в Театральном музее имени Бахрушина на открытии выставки «От Станиславского до Додина: уроки режиссуры». Название выставки и её контекст очень важны для нас и, в каком-то смысле, принципиальны. Фундаментальное обоснование этого названия вы можете прочитать в экспликации к выставке. Там всё замечательно описано Ольгой Владимировной Егошиной, куратором этой выставки. Со-куратором является Ксения Валентиновна Лапина. Этих двух замечательных женщин я в первую очередь и благодарю за тот колоссальный вклад, который они внесли в создание этой экспозиции.  И, конечно, Василину Овчинникову, нашего главного художника, которая каждый раз талантливо преображает пространство наших залов, а также всех сотрудников музея и театров, участвовавших в создании выставки.

Безусловно, для нас оказалось не менее важным, что эта выставка проходит в рамках грандиозного проекта, который получил название «Биеннале театрального искусства». Такое мероприятие в России проходит впервые и организовано оно Министерством культуры. Как мне представляется, этот проект не может не вызвать положительный отклик в душе нашей интеллигенции. В моей точно вызвал. Хотел бы предоставить первое слово статс-секретарю-заместителю министра культуры России Александру Владимировичу Журавскому.

Александр Журавский, статс-секретарь Министерства Культуры, заместитель министра культуры

Спасибо, дорогие друзья. Действительно выдающаяся выставка, очень любопытный проект. Мы затеваем что-то новое. Всегда хочется новых праздников у нас в стране. Их много, но хочется еще больше театральных праздников. Сегодняшнюю выставку можно назвать «В поиске антологии»: здесь 15 антологий, 15 режиссёров, 15 концепций жизни, бытия, 15 собственных гносеологий. И два мастера здесь с нами: Лев Абрамович (Додин) и Римас Владимирович (Туминас). Я присутствовал на репетиции Льва Абрамовича. Это был «Гамлет» с Ксенией Раппопорт, где Ксения Раппопорт объясняла, как нужно реагировать на того или иного персонажа. И в это время входит Лев Абрамович. Вдруг соединение виртуальной реальности и реальности реальной. Встреча с мастером.

Мы действительно живём в замечательно время, когда мы можем высказаться, зафиксировать своё высказывание, в том числе и в выставке. И, наверно, нам действительно нужно говорить друг другу комплименты, и желательно при жизни. Так часто великие становятся великими постфактум, уже после того, как они уходят. Только тогда мы осознаём их значимость для культуры, истории, страны. Нужно говорить добрые слова вовремя. Наш проект под названием «Биеннале театрального искусства» направлен на поддержку молодых режиссеров в сотрудничестве с маститыми деятелями театрального искусства. Благодарю, что вы пришли. Благодарю мастеров, что они пришли, спасибо вам, что вы есть и что у нас есть возможность прикоснуться к вашему искусству!

Римас Туминас, театральный режиссёр, художественный руководитель Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова

Здравствуйте. Поздравляю с открытием, с таким явлением, как Биеннале. Многого здесь я и не видел раньше. Есть такое ощущение, что тут нужно побродить одному. Но самая приятная встреча – с самим собой. Всё время себя не видишь. Считаешь, что не важен, что это пройдёт, что это так себе успех. И вдруг вот такая встреча с собой. Это вдохновляет. Благодарю вас. Я очень счастлив наблюдать, знать, что такой мастер как Додин рядом. Я уже перестал разговаривать с Эфросом. Время ушло. Но есть Додин, с которым мысленно разговариваешь. Понравилось бы ему? Что он сказал бы? Досмотрел бы, выдержал бы? Очень приятно, что здесь сегодня столько людей. Спасибо!

Лев Додин, театральный режиссёр, художественный руководитель и директор Академического малого драматического театра — Театра Европы

Добрый день! Римас, спасибо. Я тоже очень часто вступаю с Вами в диалог. Чаще всего я думаю: «Римасу бы не понравилось». Что касается выставки: название, конечно, немного смущает. Но я понял, что авторы выставки из тактичности убрали одно слово из названия: «От Станиславского до Додина. Докатились.». И всё сразу будет точно. Я не был уверен, что смогу присутствовать на открытии, поэтому написал небольшое письмо. И сейчас кусочек из него вам зачитаю, потому что я пытался быть краток, когда писал его, а когда начинаю говорить, то получается растянуто.

«Автографы на афише произвели на меня огромное впечатление. Хотя, может быть, их могло быть и больше. Театр создаётся не только людьми, но и потоком времени. Мы ещё барахтаемся в этом потоке, поэтому распределить роли и значения сегодня невозможно. Все, чьи автографы на афише, включая меня, сделали что-то, преодолевая огромное сопротивление. Заплатив за свою последовательность немалую цену: социальную, карьерную, финансовую, личную. Часто теряя понимание успеха не только у властных зрителей, но и у просто зрителей вообще. И даже у самых талантливых, профессиональных, прогрессивных критиков. Я бы хотел пожелать следующим поколениям режиссёров иную судьбу, но, боюсь, иной судьбы не бывает. Дай бог, чтобы посетители вашей замечательной и неожиданной затеи поняли бы это и не только зауважали бы нас, но и немного бы нам посочувствовали. Ни пуха, ни пера. С Богом».

И всё-таки, поскольку всё начинается с Константина Сергеевича Станиславского, я хотел бы опять же прочитать несколько кусочков текста. Как только вам надоест, вы скажите. Просто я боюсь, что на выставке их нет.

«Скажите, как вы, человек, задетый крылом современного духа, чуткий к явлениям надчувственным, сверхреальным, доступный символам, отчасти даже мистик, — как можете именно вы увлекаться московским театром? Неужели вы не чувствуете, что в своих художественных основаниях ваш московский театр есть наибанальнейшая форма реализма? Что уже в самом принципе своем этот театр, выписывающий из Архангельской губернии костюмы для «Снегурочки», а из Норвегии обстановку «Штокмана», вводящий в течение пьес ряд жанровых картин, отрицающий, по слабости выразительных сил у исполнителей, всякий героизм, всякое очарование экстаза, всякую оргию таланта, — что уже a priori, так сказать, этот театр есть петая и отпетая старая песня? Тут нет именно того, что одушевляет вас: нет «тумана», по выражению вашей Лены. Здесь все чисто и откровенно. Здесь сцена понижена до уровня партера, и мы с вами, сидящие в публике, это те, которые на сцене, и те, что на сцене, точка в точку, это — мы, сидящие в публике. Неужели вы этого не чувствуете? Неужели вас не оскорбляет это «панибратство» искусства, сошедшего со своего пьедестала? <…> мы имеем право требовать, вернее, — ожидать, что, каков бы ни был жанр искусства, petit или grand, художник должен быть grand dans son genre [велик в своем жанре — фр.]. И этого нет в московском театре, потому что актеры слабосильны, потому что натура у них узенькая, круг чувств и впечатлений незначительный, потому что они не ярко воспринимают впечатления и не ярко их воспроизводят. Результатом этого является не «искусство будней», но «будни искусства», хорошее ремесло, местами совершенная работа, и только».

«Итак, позвольте резюмировать мою мысль: то, что вы называете «искусством будней», я называю «буднями искусства». Я полагаю, что и это — дело нужное и важное. Как острит один мой знакомый, «не всегда же идеалы, нужно и одеяла». Именно так. Этот театр показывает, в каком праведном, трезвом и разумном житии следует пребывать театру, особенно когда в его распоряжении нет талантов, но есть любовь к делу и усердное желание служить ему. Это — будничный театр, как будничная жизнь работающего народа. Но когда мы говорим об искусстве, о прекрасном, о красоте, о тех «таинственных вещах, что обновляют нашу жизнь, — пойдем искать праздничного театра, истины, поэзии, «обладания минутой» и, найдя ее, эту минуту, воскликнем: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Это написано в 1901 году Кугелем. (Так же были процитированы отрывки из записей Кугеля 1913 и 1929 годов).

Сегодня, когда все мы торопимся, а кто-то из нас торопится судить друг друга. Все знают, что есть русский театр, есть измена русскому театру. Мне очень хотелось это прочитать, потому что не судите, да не судимы будете. Спасибо за выставку».

Дмитрий Родионов, генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина

Сегодня у Марка Анатольевича Захаров день рождения, и мы от всей души его поздравляем. Мы имеем радость видеть здесь актрису Ленкома Анну Леонидовну Большову, которая, надеюсь, скажет нам несколько слов от имени этого замечательного театра.

Анна Большова, актриса Московского государственного театра «Ленком»

Здравствуйте. Выставка потрясающая. Действительно, захотелось прийти сюда в одиночестве и внимательно всё рассмотреть. Мне посчастливилось много лет работать в доме, который построил Марк. Сегодня у него день рождения. И, конечно, для нас для всех одна молитва: дай Бог ему здоровья и долгих-долгих лет жизни. Мне всегда хотелось спеть ему одну песню Окуджавы. Она всем известна. Она подходит любому дому, где есть рулевой: «Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь./И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь./Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,/По чьему благословению я по небу лечу».

Валерий Галендеев, заслуженный деятель искусств России

Пока было открытие, я всё-таки успел пробежаться по выставке. Она сродни «Илиаде» Гомера. По масштабу, по силе поэзии. Потому что она действительно сконцентрировала в себе театр как поэзию, в первую очередь. И я думаю, что те имена, которые звучат сегодня здесь, которые представлены на выставке, это имена больших поэтов театра. Не людей театральных будней, а самых обыкновенных, талантливых, иногда гениальных, чаще гениальных, чем просто талантливых поэтов театра. От Станиславского до Додина. Но в промежутке такая когорта! Спасибо вам большое, что это всё можно просто увидеть. И даже немножечко услышать.

Дмитрий Трубочкин, профессор кафедры истории зарубежного театра ГИТИС

Спасибо, дорогие друзья! Я восхищен этой выставкой и, знаете ли, когда попадаешь в музей, всегда есть некоторое волнение. Римас Владимирович себя узнал. Я тоже его узнал и заметил, что выставка формирует собой интересную историческую географию. У нас есть Вильнюс, Москва, Санкт-Петербург. А здесь, если спросят, где находится Туминас, например, я отвечу: «Напротив Гинкаса», причем Кама Миронович смотрит на него очень спокойно, в шляпе, этот порывистый человек на Римаса Владимировича смотрит всё-таки как-то очень умиротворённо. Слева от Римаса Владимировича Анатолий Васильев и наискосок смотрит Марк Захаров. Вот такая география. Это интересно запомнить! Еще есть одна очень интересная вещь. Когда вы начинаете осматривать выставку, там есть очень остроумный фотоколлаж. Можно заметить, что все режиссёры, которые собрались около Чехова, смотрят куда угодно, но не в текст Чехова. И только Станиславский – пристально туда, а все остальные – в разные стороны. Это шутка, но она ведёт нас к одному важному явлению. Здесь мы начинаем задумываться о важности этой профессии. Современный режиссёр – что это такое? Я чувствую, что организаторы выставки имели внутри себя эту интенцию: как отвечать словами режиссёров на вопросы о том, что такое современная режиссура. Есть задуматься скептически: есть артист, есть театр, есть текст, есть свет, есть композитор, есть художник. Приходит режиссёр и всё пересоздаёт, и выясняется, что чтобы это всё было, нужно всё пересоздать заново. Он практически пересоздаёт мир в искусстве. Очень характерно для 20 века. На такие мысли как раз и наводит эта выставка.

Вадим Щербаков, ведущий научный сотрудник Сектора изучения и публикации наследия В. Э. Мейерхольда

Чтобы не занимать долго внимание почтенной публики, я скажу, что интересно: режиссёры переводят сценический текст, то есть движущихся людей, в слышимые слова, в текст литературный. А как перевести обратно? Как перевести обратно в экспонаты на выставке то, что было в спектакле, то, что никак не фиксируется. Что оставляет следы, но их нужно расшифровывать. Если интересные мысли, присутствующие от каждого режиссёра. Эта выставка очень требовательна. Она требует от посетителя большой театральной работы.

Ольга Егошина, доктор искусствознания, профессор Школы-студии МХАТ

Сегодня мой дебют в качестве куратора выставки. Я в жизни делала много разных вещей, но даже не заметила, как стала куратором. Я просто приходила в Бахрушинский музей, сидела и обсуждала замечательной маленькой группой, что можно сделать. Если бы не Дмитрий Викторович, ничего бы не было. Появляется мысль, что хорошо бы было, чтобы все режиссёры были на одной фотографии, и вот возникает это чудо на стене. Появляется мысль использовать видео-архивы Бахрушинского музея. И вот теперь я сама буду ходить, смотреть и слушать, что говорят эти режиссёры. Можно очень по-разному рассматривать историю театра. Мне кажется, что наиболее правильный путь осмысления театра – через людей. Через тех людей, которые держат наше театральное небо. И держат его уже в течение века, передают друг другу, перекладывают с плеч на плечи. В рамках этой выставки можно двигаться по нашему театральному веку. Ты понимаешь, что это история и драматическая и, в то же время, очень счастливая. Потому что самые главные мысли продолжаются, самые нужные слова звучали и продолжают звучать. В этом смысле мне кажется, что важно, что эта выставка проходит в рамках фестиваля «Уроки режиссуры», где присутствуют сегодняшнее поколение молодых режиссёров».

 

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок