Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Музей-квартира М.М. Плисецкой

Адрес: 125375, г. Москва, улица Тверская, д. 25/9, кв. 31
(ст. м. Тверская, Пушкинская, Чеховская)

Телефон: +7 /499/ 484-77-77 доб. 2

Время работы: Среда-воскресенье с 11:00 до 20:00.

Понедельник-вторник – выходные дни.

Всегда ждем встречи с вами в нашем музее!



М.М. Плисецкая

Майя Михайловна Плисецкая /1925 - 2015/ ‒ русская балерина, хореограф, балетмейстер, киноактриса.

Ранние годы Майи

20 ноября 1925 года ‒ родилась в творческой семье в Москве в семье актрисы Рахили Михайловны Мессерер (1902 – 1993) и хозяйственного деятеля, дипломата Михаила Эммануиловича Плисецкого (1899 – 1938).

1932 г. ‒ Плисецкие переезжают в Шпицберген, где Михаил Плисецкий. Сначала стал директором «Арктикугля», а затем – консулом СССР. Там в возрасте 11 лет состоялся первый выход Майи на сцену в опере «Русалка».

1934 г. – была записана в Московскую хореографическую школу.

1 мая 1937г. ‒ Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Суламифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом. Суламифь Мессерер отвела Майю в балетную студию. Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.

Начало карьеры

1941‒ 1942гг. ‒ эвакуация в Свердловске вместе с матерью и братьями. Продолжать заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске Майя впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

1943 г. ‒ Майя с отличием окончила хореографическое училище (педагоги – Е. П. Гердт и М.М. Леонтьева)  и была зачислена в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

1944 г. – первая главная партия Маша в «Щелкунчике» П.И. Чайковского, затем Мирта в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую Галину Сергеевну Уланову.

Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям. Яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах: «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Раймонда», «Ромео и. Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Кармен-сюита», «Конек-Горбунок» и другие.

1951 г. – заслуженная артистка РСФСР

1956 г. ‒ труппа Большого театра едет на гастроли заграницу. Но Плисецкую не выпускают и пытаются обвинить в шпионаже. Еще 5 лет она не могла выезжать.

1956 г. – народная артистка РСФСР

1959г. ‒ Майя Михайловна получила звание народной артистки СССР.

Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.

Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после - Испанского национального балета. Она сотрудничала с Рудольфом Нуреевым и Роланом Пети, с Михаилом Барышниковым и Морисом Бежаром.

Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.

Стиль ее танца превратился в канон балетного искусства. Великой балерине аплодировали в лучших европейских театрах, она получила мировое признание.

Карьера балерины в кино

Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.

1951 г. – первая роль «Одетта» в балете П.И. Чайковского в фильме «Большой концерт»

1953 г. – «Мастера русского балета»

1957 г. – «Лебединое озеро»

1959 г. – «Хованщина»

1962 г. – «Сказка о Коньке-Горбунке»

1964 г. – «Майя Плисецкая»

1967 г. – «Анна Каренина» (Бэтси Тверская)

1970 г. – «Чайковский» (Дезире Арто)

1974 г. – «Ноктюрн»

1976 г. – «Фантазия» (Мария Полозова)

1978 г. – «Кармен-сюита»

1980 г. – «Большой балет»

1981 г. – «Прерывистые сердца»

1982 г. – «Майя Плисецкая»

1985 г. – «Зодиак» (Муза)

1986 г. – «Дама с собачкой»

1996 г. - «Лики танца»

Личная жизнь

По признанию Плисецкой, она с юности была весьма влюбчивой. Ее первой большой любовью стал партнер по «Лебединому озеру» Вячеслав Голубин, но романтика отношений вскоре сошла на нет. Позже у нее завязался бурный роман с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя не скрывала чувств, регулярно и открыто приезжая на шикарном лимузине в коммуналку на Шаболовку, где жил ее избранник. Отношения стали настолько серьезными, что Эсфендьяр был представлен родне балерины как жених. Но свадьба так и не состоялась, поскольку Майя охладела к возлюбленному.

В 1956 году Плисецкая приметила латвийского танцовщика Мариса Лиепу, поступившего в Большой театр. Статный красавец был на 11 лет моложе. Балерина предложила Марису стать ее партнером в «Лебедином озере», что вознесло его в ранг первых исполнителей. Затем помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре пара официально зарегистрировала отношения. Вместе они прожили всего три месяца, после чего решили расстаться. По словам балерины – «не сошлись характерами».

Со знаменитым в те времена композитором Родионом Щедриным Плисецкая познакомилась в гостях у главной музы Владимира Маяковского Лилии Брик. Она была старше на семь лет, но очаровала Щедрина настолько, что вскоре он сделал ей предложение. В 1958 году пара расписалась.

«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж.

Детей у пары не было, Майя считала, что малыши будут мешать строить карьеру. Родиону не понравилось такое решение жены, но он поддержал супругу, так как привык во всем с ней соглашаться. Почти сразу после свадьбы Майя узнала, что беременна, но тут же поспешила избавиться от ребенка. Это вызвало негодование у мужа, но свое отношение к детям Майя так и не изменила.

Злые языки утверждали, что Майя и в браке позволяла себе бурные романы, так, ей приписывали отношения с братом президента США Джона Кеннеди Робертом. Несмотря на отсутствие детей, вместе со Щедриным они прожили 57 лет и создали шедевры, навсегда изменившие мировой балет.

В последние годы жизни балерина не выходила на сцену. Она давала мастер-классы, жила в Мюнхене, иногда приезжая в Россию, писала мемуары. Книги: «Я, Майя Плисецкая», «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах». В 2010 году вышла третья биография «Читая свою жизнь…».

В 2015 году Большой театр готовился чествовать приму – в ноябре ей должно было исполниться 90. Но до юбилея Майя Михайловна не дожила полгода. 2 мая 2015 года она скончалась от обширного инфаркта в Мюнхене.

По завещанию великой балерины ее прах будет соединен с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

В ноябре 2015 года состоялся вечер памяти Майи Плисецкой в Большом театре, а скверу на Большой Дмитровке присвоено ее имя. В 2016 году там состоялось открытие памятника балерине. Автор уральский скульптор Виктор Митрошин, Майя Плисецкая представлена в образе Кармен. Памятник установлен по инициативе Родиона Щедрина. При создании памятника моделью выступила балерина, народная артистка России Татьяна Предеина.

Экспозиция



В этой московской квартире на Тверской улице (в прошлом, улице Горького) Майя Михайловна Плисецкая, величайшая балерина XX века, и ее муж, Родион Константинович Щедрин, композитор, пианист, педагог, народный артист СССР жили почти 30 лет с 1963 года до 1991 года.

В феврале 2022 году была осуществлена передача квартиры как мемориальной в оперативное управление Государственному Центральному Театральному музею имени А.А. Бахрушина.  Сотрудники и хранители музея постарались максимально сохранить ее вид квартиры, почти ничего не изменив в оформлении интерьеров.

После распада СССР супруги находились преимущественно в Мюнхене, время от времени приезжая в Москву, останавливались именно здесь. При входе в квартиру, в коридоре, обращают на себя внимание многочисленные памятные сувениры. В основном, это подарки поклонников: из Японии - японские куклы, Испании - куклы в испанских костюмах и тот самый игрушечный мишка, которого Плисецкая купила в «Сапсане» в свою последнюю поездку в Россию. 16 апреля 2015 года.

В столовой/гостиной бросаются в глаза множество различных фигурок и статуэток лебедей.  Эти многочисленные подарки поклонников были напоминанием о роли Одетты/Одиллии в «Лебедином озере». Данную партию Майя Михайловна только на сцене Большого театра танцевала более 800 раз!

На момент передачи квартиры театральному музею столовая/гостиная была украшена афишами, знаменующими важные события в творческой жизни Плисецкой и Щедрина. Можно предположить, что афиши имеют большое значение, так как сама Майя Михайловна и Родион Константинович выбрали именно их, чтобы повестить в своей гостиной, где принимали многочисленных друзей.

Для музея особую ценность представляет афиша творческого вечера «Ave Майя», в рамках цикла вечеров «Антология русского балета», который проходил в Бахрушинском музее 30 марта 2007 г. (с 2003 по 2007 г. генеральный директор Борис Николаевич Любимов). «Гвоздём» программы была встреча посетителей музея с самой Майей Михайловной Плисецкой.

Гардеробная

Майя Михайловна Плисецкая была добрым другом Бахрушинского музея и часто делала щедрые дары в его собрание. Среди поступивших от Майи Михайловны артефактов в собрании находятся балетные пачки к постановкам с участием балерины в Большом театре и театральный реквизит, переданный ей музею в 1976 году; коллекция костюмов Пьера Кардена к фильму-балету «Анна Каренина» была подарена Плисецкой в 1982 году. А в 2016 году Родион Константинович передал в фонд музея коллекцию вечерних платьев, выполненных Пьером Карденом.

Также в коллекции Бахрушинского музея хранятся шляпы ассиметричных форм: декор шляп составляют простые геометрические фигуры, идеально вписанные в конструкцию круга, трапеции или треугольника. Головные уборы от Кардена выполнены в авангардном черном цвете из велюра и лаковой кожи.

Образ Майи на сцене и в жизни вдохновлял не только модельеров, но и многих известных художников. Во Франции Плисецкая и Щедрин познакомились с Марком Шагалом.  Майя позировала в различных балетных позициях, а он набрасывал угольком быстрые линии на ватман, они много общались, шутили, обменивались комплиментами.

Майе Плисецкой и Родиону Щедрину Шагал подарил свои авторские литографии с автографами. Две такие литографии были найдены сотрудниками Бахрушинского музея, после передачи квартиры в оперативное управление музея, на дне чемодана в гардеробной Плисецкой. Одна – в узнаваемом стиле художника с подписью «Для Майички. Марк Шагал», на второй ­­– подписанной «Для Майи с сердечным приветом» изображен натюрморт – цветы в вазе на голубом фоне.

Витрина с платьем П. Кардена к фильму-балету «Анна Каренина»

Это пример театрального костюма, созданного для Плисецкой знаменитом кутюрье ко второму акту балета «Анна Каренина».  Платье выполнено из полупрозрачного газа темно-зеленого цвета с фиолетовыми цветами по всему полю. Декорировано вышивкой металлизированными нитями с включением золотистых пайеток, дополнено атласным поясом и бантом.

Модельер создал для «Анны» десять костюмов, легких, элегантных, не сковывающих движение и при этом передающих аромат прошлого.

Комната/кабинет Родиона Щедрина

В витрине представлен концертный фрак Родиона Константиновича. Щедрин является автором семи опер («Не только любовь», «Мёртвые души», «Лолита», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Рождественская сказка»), пяти балетов (Конёк-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»), трёх симфоний, четырнадцати концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, а также музыки к кино и театральным постановкам.

Щедрин всегда очень любил русскую классику, зачастую писал по её мотивам. В соседней витрине демонстрируется партитура к опере «Мёртвые души», первое представление которой состоялось 7 июня 1977 г. на сцене Большого театра.

Майя Плисецкая говорила, что муж продлил ее балетную карьеру как минимум на 25 лет. Действительно, она известна удивительно редким для балета творческим долголетием.  На стене представлена коллекция фотографий с 80-летнего юбилея Майи Михайловны Плисецкой. На этом юбилейном вечере, в Московском Кремлёвском дворце, прима исполнила зажигательный танец фламенко. Партнером балерины выступил один из лучших мировых танцовщиков Хоакин Кортес. Во время танца Кортес решительно снял со своих ног ботинки и преподнес балерине. У испанских танцоров это считается наивысшим подарком − Кортес в этих ботинках танцевал на сценах многих стран мира.

В 2006 году Майя Михайловна лично передала эти ботинки в коллекцию Бахрушинского театрального музея.

Спальня

Первое знакомство Майи Плисецкой и Родиона Щедрина состоялось благодаря Лиле Брик, которая устроила вечер в честь Жерара Филипа, в 1955 г. В числе приглашенных гостей были вышеупомянутые особы. На тот момент композитору исполнилось 22 года, Плисецкой было уже 29. Но тогда судьба развела их, и повторная встреча состоялась только спустя три года.

В 1958-м по заказу Большого театра Щедрин работал над созданием музыки к балету «Конек-горбунок». Молодой композитор решил побывать на репетиции балета, где снова увидел Плисецкую. В тот момент он понял, что это любовь. Майя Плисецкая ответила на его чувства, и влюбленные больше никогда не расставались, несмотря на семилетнюю разницу в возрасте.

Рядом с семейными фотографиями здесь экспонируется особенный музейный экспонат - игрушечный керамический детский сервиз из Шпицбергена, где маленькая Майя жила с 1932 по 1936 год с родителями, отцом Михаилом Эммануиловичем Плисецким и мамой Рахилью Михайловной Мессерер, актрисой немого кино. Отец Майи Михайловны, работал в Шпицбергене сначала первым руководителем «Арктикугля», затем — генеральным консулом СССР.  Именно здесь на Шпицбергене Майя впервые приняла участие в самодеятельной балетной постановке, поняв, что балет это ее будущее.

В 2006 году Майя Плисецкая сделала поистине уникальный подарок в собрание Бахрушинского музея, передав в коллекцию этот детский кукольный сервиз, подаренный ей хозяйкой небольшого магазинчика в норвежской столице Осло, во время пути семьи Плисецких к месту службы отца на Шпицбергене.

Кухня

Несмотря на уровень профессиональных достижений и мировой популярности, ни Майя Михайловна, ни Родион Константинович не тяготели к показной роскоши, а ценили уют и комфорт. С близкими друзьями любили посидеть на кухне за разговорами с чашечкой чая. В квартире сохранилось большое количество первоклассной посуды, в том числе чайных сервизов, но хозяева пили из стеклянных прозрачных кружек просто, по-домашнему.

На этой кухне готовила в основном помощница по хозяйству, Катя, но Майя Михайловна с удовольствием сама солила вкусные огурцы, грибы, для своей семьи и друзей.

Часто по ночам Плисецкая садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей.

Щедрин писал в книге своих воспоминаний: «в Майе всё мило. Как пьёт воду. Заваривает кофе…», отмечая при этом, что она совсем не притязательная в жизни: добрая, ласковая, заботливая, участливая. «Совсем ничего от примы-триумфаторши, привыкшей к овациям». Но, конечно, как и подчеркивал Родион Константинович, Майя Плисецкая, всегда жила в своем мире. Мире своего искусства.

Экскурсии

Обзорная экскурсия «В гостях у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина» 6+

У поклонников творчества Майи Плисецкой и Родиона Щедрина появилась уникальная возможность посетить квартиру на Тверской улице, в которой супруги жили с 1963 по 1990 год. Гости смогут осмотреть интерьеры, а также услышать рассказ о жизни и творчестве выдающейся балерины и талантливого композитора. Можно будет увидеть редкие экспонаты: костюмы от Пьера Кардена, литографии Марка Шагала и др.
Для большинства Майя Плисецкая великая артистка, икона стиля, а также бунтарка и дама с характером. Совсем иной она была в семейном кругу. Сотрудники музея постарались максимально сохранить обстановку квартиры в том виде, в каком она была при жизни балерины. Поэтому гости смогут полностью погрузиться в неповторимую атмосферу дома в центре Москвы.

Продолжительность - 45 минут.
Максимальная вместимость - 8 человек.

Ежедневно - сеансы в 12:00, 15:00, 17:00 и в 18:30.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов

Посещение доступно и по программе Пушкинская карта.

 

 

Вернуться к списку филиалов
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок