Дмитрий Родионов: Москва – Новосибирск. Продолжение Года театра.
03
27 февраля 2019 г. столица Сибири приняла эстафету Года театра и Всероссийского театрального марафона. Одним из первых мероприятий дня стал круглый стол, организованный Театральным музеем им. А.А. Бахрушина в Новосибирском государственном краеведческом музее в рамках выставки «Вольный ветер» /к 60-летию Новосибирского музыкального театра/.
Актуальность темы круглого стола – «Сохранение отечественного театрального наследия» – подтвердил один простой факт – число участников. Ровно в 10:00 в аудитории собрались около 60 профессионалов – людей театра и музейных работников. В их числе не только те, кто работает в Новосибирске и области, но и в соседних регионах – Алтайском крае, Республике Алтай.
Генеральный директор ГЦТМ имени. А.А. Бахрушина, член Оргкомитета Года театра Дмитрий Родионов, рассказал о двух важнейших проектах музея, которые позволяют в режиме реального времени фиксировать современный театральный процесс, тем самым сохраняя его для следующих поколений: акции «Сохраним историю российского театра для потомков» и портале «Театральные музеи России»:
«Почти 200 театров по всей стране участвуют сейчас в нашей акции. Список постоянно расширяется. В какой-то степени мы акцию «формализовали»: с каждым театром заключаем договор. Для нас важны долгосрочные отношения, долговременное творческое и человеческое взаимодействие.
У нас нет цели «замкнуть всё на себе». У музея есть своя программа комплектования, мы заинтересованы в получении того или иного конкретного материала по истории того или иного конкретного театра или деятеля, но мы, естественно, не можем освоить всё пространство!
Наша общая задача – собирать полную картину культурной жизни, сохранять её в музейном пространстве и коллекциях, чтобы со временем дать объективные оценки происходящих сейчас процессов. Это задача сверхтрудная, потому что исторической дистанции у нас нет, и вместе с тем архиважная.
Одним из итогов акции стало создание национального портала «Театральные музеи России». Сегодня на нём представлены 170 государственных театров, 168 государственных музеев, архивов, библиотек. Сверхзадача портала – в том, чтобы все мы, кто имеет отношение к сохранению театрального культурного наследия, знали друг о друге, могли напрямую общаться, понимать, у кого какая коллекция, какого масштаба, какие приоритеты в этой коллекции есть. Главное – человеческая и профессиональная коммуникация, общение».
Дмитрий Родионов также отметил, что одной из форм, которая оказалась для музея очень важной в живом общении с театральным процессом России, стало взаимодействие с Биеннале театрального искусства над фестивалем «Уроки режиссуры». Арт-директор Биеннале Ольга Егошина, прилетевшая в Новосибирск на Всероссийский театральный марафон, стала /по приглашению Дмитрия Родионова/ специальным гостем круглого стола:
«Когда мы говорим о сотрудничестве театров и музеев, в принципе, у нас же одна задача – сохранение памяти. Хотим мы того или нет, но любой спектакль – это всегда, даже если «утром в газете, а вечером в театре» – уже отстояние во времени, всё равно память.
Для фестиваля «Уроки режиссуры» мы придумали очень интересный формат – мастер-классы ведущих российских режиссёров. Сейчас это одна из точек роста и, может быть, самая бурная. Студенты не так рвутся на спектакль, как на мастер-класс. Например, на встречу со Львом Абрамовичем Додиным перелазили через ворота Бахрушинского музея, милиционеры просто снимали студентов с этих ворот, а они кричали, что для них быть на мастер-классе – вопрос жизни и смерти.
Ещё одна важная деталь – возможность, предоставленная музеем, проводить мастер-классы в пространстве выставки. Когда человек сидит под полотнами Валерия Яковлевича Левенталя – это какая-то другая энергетика. Это правильное соединение истории, дня сегодняшнего и будущего. Участниками мастер-классов были и восьмилетние ребята из театральной студии. Знаете, они задают такие вопросы, которые заставляют даже аксакалов, например, Адольфа Яковлевича Шапиро, задуматься:
– Вам бывает стыдно, когда Вы репетируете и понимаете, что это фальшь?
– Какая фальшь?
– Фальшь пьесы.
В эту минуту понимаешь, что будущее театра в хороших руках».
Участников круглого стола интересовали ответы на вопросы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью «здесь и сейчас». Дмитрия Родионова спрашивали о том, как зарегистрироваться на портале «Театральные музеи России», получить методическую помощь по созданию притеатрального музея, просили рассказать о применении новых технологий в музейной работе, посодействовать в вопросе восстановления музеев в некоторых театрах.
В завершение Дмитрий Родионов анонсировал Международный театрально-музейный форум «Мировое театральное наследие: сохранение и репрезентация в музейном пространстве». Событие, приуроченное к 125-летию Бахрушинского музея, пройдёт 8 – 11 октября 2019 г. Регистрация на форум открыта.
Программа Театрального музея им. А.А. Бахрушина в Новосибирске традиционно не ограничилась одним мероприятием. Вечером в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, на открытии Театрального марафона, Дмитрий Родионов представил председателю Оргкомитета Года театра, заместителю председателя Правительства Российской Федерации Ольге Голодец, губернатору Новосибирской области Андрею Травникову и другим официальным лицам новую выставку музея «Театральная магистраль Сибири». Эпиграфом к выставке послужило обращение древнеримских актёров к зрителям “Videte et applaudite”/ «Смотрите и хлопайте». В данном случае – блестящему, зачастую героическому прошлому театральной Сибири и её не менее замечательному и перспективному настоящему.
На фото /слева направо/: генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, член Оргкомитета Года театра Дмитрий Родионов; заместитель председателя Правительства РФ, председатель Оргкомитета Года театра Ольга Голодец; губернатор Новосибирской области Андрей Травников.