Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Открылась выставка «Режиссёр. Рождение спектакля»

25 апреля 2019 года в Театральной галерее на Малой Ордынке – филиале ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка «Режиссёр. Рождение спектакля». Это мультимедийный проект Александра Иванишина, в его основе авторские впечатления театрального фотографа от репетиций известных режиссёров. Работа над этим проектом продолжалась в течение 5 лет. В экспозиции 55 чёрно-белых фотографий, 31 герой, все имена – самого первого ряда в отечественном театре, 42 спектакля, все фото экспонируются впервые. Впрочем, у выставки могло бы быть и другое название «Театр Александра Иванишина», отличия и особенности которого – удивительно точный авторский взгляд, способность «остановить мгновенье» в ту самую нужную долю секунды, умение существовать в особой атмосфере репетиции и спектакля. «Круг людей, вовлечённых в создание спектакля, чётко очерчен. Атмосфера творческого поиска легко ранимая. Приблизиться к этому кругу постороннему человеку, не создавая волн возмущения, – важная и сложная задача. Для меня большая профессиональная удача, если на снимке фотограф становится невидимкой», – так пишет сам А. Иванишин в каталоге, изданном Бахрушинским музеем к выставке. И ещё. Все фотоработы А. Иванишина выглядят объёмными, в них ощущение многомерного пространства, а герои предстают в движении и динамике. Тот самый случай, когда иллюзия выглядит реальностью.

«Александр служит театру давно, преданно, верно, нежно, с любовью, – сказал, обращаясь к гостям вернисажа, Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. – А для нас, для музея Бахрушина, большая радость и честь, что театр отпустил его к нам. В последние годы он также работает художником-фотографом в нашем музее. Благодаря А. Иванишину, мы более внимательно и точно следим за современным театром, доверяя его взгляду, его камере. Но прежде всего его сердцу, глазу, которые так настроены на современный театр, что он ничего важного не упускает. И всё, им созданное, как отражение живого театра, с одной стороны, поражает предельной объективностью. А с другой, точным взглядом зрителя на суть происходящего в конкретном театре и конкретном спектакле. Это поразительная помощь всем нам, ориентир во времени и пространстве. Если бы не было его профессионального, человеческого взгляда на то, что нас волнует, нам было бы сложнее разобраться в том конгломерате событий, которые происходят сегодня в российском театре. Яркое тому подтверждение – потрясающая портретная галерея, которая представлена в экспозиции. Что ни портрет, то шедевр. Хочется сказать только самое доброе в адрес талантливого человека. Сил, удачи быть таким же, оставаться таким же. И также преданно служить театру».

Имя Александра Иванишина связано со многими московскими театрами. Но в последние годы наиболее тесно он сотрудничает со Студией театрального искусства. Невероятно перспективным и творческим оказался союз А. Иванишина с главным художником Студии А. Боровским. Вместе они создали здесь фирменный стиль. Фойе украшают фотографии актёров и сцен из спектаклей.

«Саш, сколько мы лет знакомы? Студия «Человек», это было лет 30 назад, – вспомнил, подойдя к микрофону, художественный руководитель СТИ и МХТ им. А.П. Чехова Сергей Женовач. – Как-то по жизни мы шли всё время вместе, – продолжал он. – И когда возникла СТИ, он стал нашим домашним фотографом. Если вы хотите шире с ним познакомиться, приходите к нам в театр. В фойе каждая премьера. Он снимает, как готовится и выпускается спектакль. Здесь много Сашиных коллег, и они не дадут мне слукавить, что режиссёры не любят, когда их фотографируют и когда снимают на репетиции. А Александр обладает таким качеством, когда его никто не боится, его любят, при нём раскрываются. Все на его снимках словно застигнуты врасплох, в момент внутреннего напряжения, либо, что здорово, в момент режиссёрского показа. Это самое, наверное, интересное, когда режиссёр показывает. Обычно этого вообще никто не видит. И даже артисты не всегда запоминают. Режиссёрский показ – это отдельно. Когда Саша снимает, кажется, что он находится внутри спектакля и просто подсмотрел момент, а на самом деле он умеет поймать художественный образ. И он придумал рукав свой знаменитый из меха. Все не любят, когда на прогонах, на репетициях раздаётся звук камеры. Он это всё прячет в рукав меховой.

Выставка ещё уникальна тем, что на снимках только режиссёры, – продолжал Сергей Женовач. – Люди, и молодые, и среднего поколения, те, кто определяют сегодня российский театр. Думаю, режиссёры будут ходить на эту выставку, здесь получаешь много информации. О коллегах думаешь одно, а на фотографиях видишь другое. И это тоже замечательно. Только Саша мог это подсмотреть и подглядеть. Я искренне его поздравляю. Я считаю, что это уникальная выставка. Спасибо музею за то, что всё это организовано». Сергей Женовач сказал, что, по его мнению, было бы замечательно, если бы по результатам выставки был бы издан альбом.

Сам А. Иванишин в одном из интервью, отвечая на вопрос «Зачем нужен театральный фотохудожник?» сказал так: «Моё мнение, что театральная фотография нужна, чтобы расширить пространство спектакля. Чтобы уже в фойе у зрителя возникало такое настроение и состояние, которое ему предстоит почувствовать в зале. Вот в Студии театрального искусства Сергея Женовача, где я сейчас много снимаю, фойе и зал – единое пространство. Театр-Дом. И фотографии на стене усиливают это ощущение. А если фотографии соответствуют идее постановки и атмосфере театра, они являются предисловием к спектаклю. И когда человек из театра уходит, он потом встречает фотографии со спектакля в изданиях, например, и у него возникает «послевкусие», и ощущения не заканчиваются на выходе из театра. Но для этого фотография должна быть, не побоюсь этого слова, одухотворенной, авторской. А такой она может быть, если мне, например, действительно что-то нравится – в постановке, в игре. И я пытаюсь показать это в своих снимках».

Самым строгим обычно бывает мнение коллег. Однако лишь восхищение в выступлении на вернисаже фотографа Виктора Баженова: «Я обошёл выставку три раза. И каждый раз что-то открывал новое. Ни одной проходной вещи. Всё – только шедевры. Всё. Это бывает редко, потому что на выставках людям приходится заполнять пространство. А здесь всё потрясает. Меня, как профессионала, потрясло всё. И я очень благодарен Иванишину, что он сделал такую выставку. Главное, он овладел тем, что Картье Брессон называл «решающим моментом». Он схватывает кульминацию действия, кульминацию портрета, внутренний взрыв, который происходит в персонаже. У него совершенно неординарные вещи. Это не просто портреты, а каждый – выплеск энергии. Тем более, что режиссёры тут показаны, люди очень эмоциональные. И он сумел это уловить. Я благодарен, что всё это увидел. И ещё очень я благодарен музею, который создал такое пространство, камерное, но в котором эти вещи так замечательно живут».

«Я могу добавить с позиции сына этого человека, – так начал своё выступление на вернисаже Корней Иванишин. – Хотя я вижу отца больше в жизни обычной, повседневной, мне очень хотелось бы отметить непрерывную и постоянную любовь и преданность этого человека театру. Любовь настолько сильную, что я всегда ассоциирую своего папу с искусством, от него совершенно неотделимым. И, когда меня спрашивают, кем работает мой отец, я привык говорить, что он искусствовед прежде, чем фотограф, а потом добавлять, что он занимается театральной фотографией. Я безумно горд сегодня быть здесь. Знать, что он достиг таких высот». Внучка Александра Иванишина Кристина добавила, что хотя она профессиональная спортсменка, с большим удовольствием, благодаря деду, каждую неделю ходит в театр.

Отдельной удачей выставки можно считать слайд-фильм, смонтированный А. Иванишиным. Это ещё одно подтверждение тому, что он не только фотограф, но и режиссёр в своём собственном театральном мире. Казалось бы, те же фотографии, что на стенах в залах, те же персонажи и выразительная застывшая композиция. Но тут, на небольшом экране, под музыку Вивальди, все они живут, движутся, энергично создают свой театр. Каждый из режиссёров, в какой-то момент предстаёт дирижёром. Они абсолютно разные, но А. Иванишин сумел подсмотреть похожие жесты. Тут реально понимаешь, как много, даже в самом непритязательном кино, значит монтаж. И Александр Иванишин в полной мере владеет этим искусством.

Последнее слово на вернисаже, как автор и куратор собственной выставки произнёс сам Александр Иванишин. «Про фотографии не буду говорить, пусть они сами за себя говорят, – произнёс он – Конечно, хочется сказать большое спасибо музею, который не просто предоставил площадку, но также взял на себя все хлопоты по печати и экспонированию. Сказать огромное спасибо всем режиссёрам, которые согласились терпеть это насилие над пространством репетиционном. Это, действительно, очень тонкая материя. Я, когда прихожу на репетицию, никогда не начинаю сразу снимать. Я очень долго сижу в уголочке и наблюдаю. С одной стороны, чтобы люди привыкли ко мне, чтобы, когда я начну перемещаться, они, смотря на меня в упор, думали не обо мне, а о своём. На некоторых фотографиях этого удалось достичь. И огромное спасибо Д.В. Родионову. Когда я писал заявку на эту выставку, я написал там совершенно другое. И когда я всё изменил, он даже слова не сказал. Да, так и надо».

Выставка будет открыта в галерее на Малой Ордынке в течение всего мая.

Галина Фадеева

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок