Театральный музей им. А. А. Бахрушина в рамках XIV Бахрушинского благотворительного фестиваля представляет первую в России выставку художника и фотографа Наташи Никулиной «Memento mori». Наташа Никулина работает в жанре фотонатюрморта. Её работы, изяществом и выверенностью композиции напоминающие голландские натюрморты XVII века, сочетают крайности – красоту с разложением, постоянство с исчезновением, многообразие с пустотой – и призывают к размышлениям о быстротечности времени.
Наташа Никулина, потомок двух известных московских купеческих династий, Бахрушиных и Челноковых, родилась и живёт во Франции. Училась в художественных академиях Шарпантье, де ля Гранд Шомьер, закончила школу анимации Gobelin в Париже. В 2016 году выставка Наташи Никулиной «Memento mori» состоялась во Дворце д’Эстрэ, резиденции посла Российской Федерации во Франции.
«К творчеству меня подталкивает драматичная история моих русских предков. В отличие от семьи основателя музея Алексея Бахрушина, мой дедушка был вынужден эмигрировать в 1917 году, потеряв всё, что имел. В своих работах я вступаю в диалог с историей, размышляю, от чего зависит ценность предметов», – рассказывает Наташа.
В центре внимания художника оказывается идея жизненного опыта человечества. Фотонатюрморты Никулиной – их на выставке будет около 20 – перерабатывают традиции реалистической живописи в искусстве фотографии. Её работы, сюжеты которых кажутся одновременно знакомыми и далекими, составлены из увядших цветов, посмертных масок, заплесневелых фруктов, аптекарских склянок, притворяющихся издали хрустальными вазами…
«Я исследую ход времени и пытаюсь смотреть на обычные вещи под другим углом. Работать с вещами – значит интересоваться прошлым. Освобождая вещи от всех контекстов, которые мы приписываем, я показываю сам предмет. Могу несколько дней создавать и разбирать свои композиции, которые потом снимаю плёночным фотоаппаратом, стараясь лучше отразить эмоции и дать вещам рассказать историю, которую они хранят. Я исследую предметы, растения, фрукты, жду и наблюдаю за тем, как они могут изменяться. Именно такое отношение к прошлому без консерватизма, но с личной заинтересованностью представляет собой элемент построения будущего и позволяет мне творить и двигаться вперёд», – говорит о своей работе Наташа Никулина.