К 85-летию со дня рождения кинорежиссёра Андрея Тарковского в Театральном салоне на Тверском бульваре открылась первая выставка, целиком посвящённая его режиссёрскому дебюту на театральной сцене – спектаклю «Гамлет» в Театре им. Ленинского комсомола /премьера – 8 февраля 1977 года/.
Этот «Гамлет» был неоднозначно встречен критикой и публикой, вызвал большие споры и, безусловно, огромный интерес, переходивший в ажиотаж. Километровые очереди за билетами – и зрители, уходившие со спектакля; одни искренне восхищаются – другие категорически не принимают. Спектакль получился провокационным, он шёл вразрез с привычной для зрителей Марка Захарова эстетикой «Ленкома» и вскоре был снят с репертуара. Была ли это неудача гения, или новаторская постановка Тарковского опередила своё время?
«В спектакле было всё немного неестественно, холодновато и непривычно. Медленный, синеватый, с яркими пятнами костюмов, с большим пространством сцены, он не был обаятельным. Но, по-моему, был очень современным, точным и каким-то безжалостным» /из воспоминаний Алёны Солнцевой, театрального критика, историка театра/.
«Гамлету-Солоницыну бросили в упрёк, что он “какой-то вялый, слишком заземлённый, не борец”. Критику ужасало, что монолог “Быть или не быть?” тот Гамлет произносил “лёжа на боку, на помосте”. Критик 1977 года убеждённо полагал, что такой расслабленный герой не мог быть “способен к борьбе с вывихнутым веком”» /А. Смелянский. Чем будем воскресать? // Обзор театрального сезона 1986-1987 гг/.
Главные роли в «Гамлете» исполняли:
Гамлет – Анатолий Солоницын
Клавдий – Владимир Ширяев
Гертруда – Маргарита Терехова, Любовь Матюшина
Полоний – Всеволод Ларионов
Офелия – Инна Чурикова, Маргарита Терехова (на гастролях)
Лаэрт – Николай Караченцов, Виктор Речман
Выставка отражает историю появления Андрея Тарковского в «Ленкоме», рассказывает о репетициях спектакля, о полемике Тарковского с режиссёрами Г. Козинцевым и Ю. Любимовым в своей сценической версии «Гамлета». По вырезкам из газет, отзывам мемуаристов, программкам, фотографиям репетиций и режиссёрскому варианту пьесы каждый сможет представить, каким был тот спектакль, и самостоятельно ответить на вопрос: провал это был или прорыв?
Гости смогут отыскать музыкальные следы «Гамлета» в «Сталкере» и фильмах других режиссёров, узнать о другой театральной постановке Тарковского /опера «Борис Годунов» в «Ковент-Гардене»/, о неосуществлённых замыслах экранизировать «Гамлета» и оперу «Волшебная флейта».
Куратор выставки – Юлия Анохина, кандидат филологических наук, исследователь творчества режиссёра Андрея Тарковского и актрисы Маргариты Тереховой.
Шекспировед Алексей Бартошевич. Фото Олеси Хороших
Экспонаты выставки «Театр Тарковского. “Гамлет”». Фото Олеси Хороших
Куратор выставки Юлия Анохина и Анна Терехова, дочь Маргариты Тереховой, исполнявшей роль Гертруды в спектакле «Гамлет» Тарковского. Фото Олеси Хороших
Анна Терехова, дочь Маргариты Тереховой, исполнявшей роль Гертруды в спектакле «Гамлет» Тарковского. Фото Олеси Хороших
Театровед Юлия Большакова рассказывает о спектакле «Гамлет». Фото Олеси Хороших
Посетители вернисажа. Фото Олеси Хороших
Директор Музея кино Лариса Солоницына, дочь Анатолия Солоницына, исполнившего главную роль в спектакле «Гамлет» Тарковского. Фото Олеси Хороших
Директор музея театра «Ленком» Надежда Калинина. Фото Олеси Хороших
Киновед Дмитрий Салынский. Фото Олеси Хороших
Посетители вернисажа. Фото Олеси Хороших
Анна Терехова снимает на память фотографию Маргариты Тереховой в роли Гертруды в спектакле «Гамлет» Тарковского. Фото Олеси Хороших