Выставка в Бахрушинском музее – первая персональная выставка театрального художника Татьяны Маркияновны Швец в России. Она приурочена к 80-летию художника. Член Союза художников РФ, заслуженный художник Латвии, Татьяна Швец создала более 170 постановок в разных театрах России, Украины, Белоруссии, Литвы, Болгарии, Польши. Однако единственная небольшая персональная выставка художника состоялась в Риге в 1984 г.
Татьяна Швец в 1959 г. окончила курс легендарного художника и режиссёра Николая Акимова в Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского. Работала художником-постановщиком в Ижевском Русском театре, в Калининградском областном драматическом театре, а затем около 20 лет до 1989 г. – Рижском театре русской драмы, в то время одном из ведущих драматических театров СССР. Спектакли, созданные вместе с Аркадием Фридриховичем Кацем, в эти годы главным режиссёром рижского театра, стали для Татьяны Швец периодом творческого расцвета.
В конце 1980-х Татьяна Маркияновна вернулась в Москву и в течение 6 лет – с 1989 до 1996 гг. – работала главным художником Театра у Никитских ворот. После этого начался «период странствий», как называет его сам художник. В последние 20 лет Татьяна Швец как художник ставила спектакли в Театре имени Евгения Вахтангова /«Мартовские иды», «Женитьба Бальзаминова», «Варвары»/, в МХАТ имени А. П. Чехова /«Немного нежности» по Альдо Николаи, который и сейчас можно увидеть на сцене/, а также в самых разных городах России: Омском академическом театре драмы, Челябинском академическом театре драмы, Нижегородском театре драмы им. М. Горького, Ульяновском драматическом театре И. А. Гончарова и других, в большинстве своем продолжая сотрудничество с Аркадием Кацем.
В удивительной мастерской, похожей на музей, Татьяне Швец удалось сохранить многое из того, что было ею сделано почти за 60 лет работы. Выставка откроет зрителям множество тонкостей работы сценографа, даст возможность проследить полный цикл работы художника над спектаклем – от идеи и первых графических набросков к эскизам, макетам, подробным чертежам для театральных цехов, описаниям технологии изготовления костюмов и даже вручную вырезанным трафаретам, с помощью которых расписывались ткани.
В репертуаре Татьяны Маркияновны – лучшие пьесы русской и зарубежной классики: все пьесы А. Чехова, Н. Гоголь, А. Островский, М. Горький, У. Шекспир, О. Уайльд… А вот над советскими пьесами, по её собственному признанию, работать ей было скучно.
Её решения сценического пространства многоплановы, символичны, объёмны и в то же время лаконичны, могут разворачиваться в разных плоскостях, а костюмы отличает большое внимание к деталям, соответствие эпохе, в которую происходит действие спектакля, тонкая ручная работа. Многолетний соратник Аркадий Кац написал о Татьяне Швец: «Она бывала разной. Это проявлялось даже в подходах к сценографии и костюмам. Чувственное, женское, тонкое, воздушное – всё отдавалось костюму. Но в сценографии у неё мужская рука».
На выставке представлены эскизы декораций и костюмов, макеты, чертежи, рабочие материалы, фотографии спектаклей, начиная с дипломной работы «Маскарад» по М.Ю. Лермонтову в 1959 г. и заканчивая спектаклем «Пигмалион» по Б. Шоу, поставленным в 2016 г. в Тамбовском государственном драматическом театре. Особенное внимание на выставке уделено макетам, ведь именно они позволяют продемонстрировать, насколько глубоко продумано создаваемое художником сценическое пространство. Макетов на выставке будет более 20, поражающих тонкостью и точностью работы. И все они созданы собственными руками художника.
Выставка «Пустое пространство и вся Вселенная…» – творческий портрет художника-сценографа в самом широком понимании, показывающий не только мастера-профессионала, но и талантливого и трудолюбивого человека, чья жизнь немыслима без рисунка, театра и творческого поиска.
Поздравления от друзей автору выставки, художнику-сценографу Татьяне Швец /слева/. Фото Леонида Бурмистрова.
Поздравление Татьяне Швец от актёра театра и кино Андрея Ильина. Фото Леонида Бурмистрова.
Куратор выставки, заместитель генерального директора ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Александр Рубцов рассказывает съёмочной группе Телеканала «Культура» о дипломной работе Татьяны Швец «Маскарад» по М. Лермонтову, созданной в 1959 году. Фото Леонида Бурмистрова.
Режиссёр Аркадий Кац, с которым много лет художник Татьяна Швец сотрудничала в Рижском театре русской драмы и продолжает работать сейчас. Фото Леонида Бурмистрова.
Фрагмент экспозиции. Макет декорации к спектаклю «Закат» по И. Бабелю /Рижский театр русской драмы, 1989 г., реж. А. Кац/. Фото Леонида Бурмистрова.
Выступление Петра Куликова, директора Тамбовского областного драматического театра, где в 2016 г. состоялась премьера спектакля «Пигмалион» по Б. Шоу в сценографии Татьяны Швец. Фото Леонида Бурмистрова.
Фрагмент экспозиции. Всего на выставке можно увидеть 24 макета, сделанных руками Татьяны Швец, к спектаклям разных лет. Фото Леонида Бурмистрова.
У микрофона театральный критик, журналист Любовь Лебедина. Фото Леонида Бурмистрова.
Фрагмент экспозиции. Ученические работы Татьяны Швец, которым уже почти 60 лет. Фото Леонида Бурмистрова.
Автор выставки, художник Татьяна Швец. Также на фото: /слева направо/ куратор выставки Александр Рубцов, режиссёр Аркадий Кац, гости вернисажа. Фото Леонида Бурмистрова.
Музыкальное поздравление автору выставки от друзей и коллег. Фото Леонида Бурмистрова.
Слова восхищения от коллеги по цеху. У микрофона главный художника Курского драматического театра им. А.С. Пушкина Александр Кузнецов. Фото Леонида Бурмистрова.
Режиссёр Аркадий Кац и актриса театра и кино Марина Денисова. Фото Леонида Бурмистрова.
Собственные стихи, посвящённые художнику, прочитала заслуженная артистка России Любовь Чибирёва. Фото Леонида Бурмистрова.