Театральная галерея на Малой Ордынке – отдел Театрального музея им. А.А. Бахрушина представляет выставку «Полёт Жар-птицы» художника Марины Соколовой /1939 – 1992/. Она создавала театральные декорации и костюмы для ведущих театров России и Европы: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Берлине, Софии, Будапеште, Таллине. А также – театральные занавесы, картины, рисунки, декоративные объекты и произведения прикладного искусства. Выставка в Театральном музее им. А. А. Бахрушина представит более 200 работ Марины Соколовой, впервые показывая всё разнообразие её творческих замыслов и возможностей.
Собранные в едином выставочном пространстве произведения Марины Соколовой представляют путь художника, который в своём творчестве искусно, выразительно, органично соединял традиции мирового изобразительного искусства и русских ремёсел. Одной из первых среди художников театра в 1960-е гг. Марина Соколова обратилась к истокам народного творчества. В своих работах она интерпретировала резьбу по дереву, росписи Городца, Полхов-Майдана, Хохломы, Холуя, народные традиции ткачества, кружевоплетения, создания игрушек и украшений. Это стало особенностью уникального стиля Марины Соколовой – на сцене, экране, в станковых и декоративных произведениях.
Разнообразный и самобытный художественный талант Марины Соколовой проявился в музыкальном, драматическом, кукольном театре, в анимации. С 1963 г. она начала работать на киностудии «Союзмультфильм» с мэтрами отечественной мультипликации Иваном Ивановым-Вано, Владимиром Данилевичем, Юрием Норштейном. А уже в 1964 г. молодая выпускница ВГИКа стала художником-постановщиком балета-пантомимы Игоря Стравинского «Сказка о солдате и чёрте» на легендарной сцене Большого театра.
Как художник и художник по костюмам Марина Соколова создала более 70 спектаклей, часть из них в сотрудничестве с мужем, художником театра и кино Валерием Левенталем. В числе её работ – костюмы к спектаклям, надолго вошедшим в репертуары прославленных театров: «Ундина» /1990/ в МХТ им. А.П. Чехова, опера «Золотой петушок» /1988/ в Большом театре, «Летучая мышь» /1974/ в Театре «Московская оперетта», опера «Манон» /1973/ в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. У посетителей выставки есть возможность увидеть не только эскизы, но и подлинные костюмы к этим постановкам.
Тематические части выставки показывают разные грани творчества Марины Соколовой: есть зал, посвящённый работам для детского театра, театра кукол и анимации, зал, представляющий графику и живопись. В залах, посвящённых театру,– множество эскизов, поражающих вниманием к деталям и фантазией, театральные макеты и костюмы. В зале прикладного творчества – разнообразные объекты, которые Марина Соколова делала своими руками, например, специально привезённые из США дочерью художника Екатериной декоративные ковры ручной работы.
Идея выставки и её проведение в Театральном музее им. А. А. Бахрушина были предложены много лет назад Валерием Левенталем /1938 – 2015/, чей творческий и семейный дуэт с Мариной Соколовой продолжался более 30 лет. Художниками выставки стали Екатерина Левенталь и Валерий Фирсов, многолетний помощник и ассистент Валерия Левенталя. Кураторами выступили искусствоведы Наталья Ясулович и Анаит Оганесян.
Театральный музей им. А. А. Бахрушина выражает благодарность за предоставленные для выставки материалы Музею Большого театра, Музею Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Музею МХАТ, Московскому художественному театру им. А. П. Чехова, Центральному театру кукол имени С.В. Образцова, Московскому государственному академическому театру оперетты, Музею музыкальной культуры имени М. И. Глинки.
К выставке издан каталог работ Марины Соколовой, который представляет полный список произведений художника, хранящихся в фондах музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
Перед началом вернисажа. Первые посетители выставки. Фото Леонида Бурмистрова.
Перед началом вернисажа. Первые посетители выставки. Фото Леонида Бурмистрова
Перед началом вернисажа. Первые посетители выставки. Фото Леонида Бурмистрова
Перед началом вернисажа. Фото Леонида Бурмистрова
Фото Леонида Бурмистрова
Гости вернисажа увидели видеозапись речи Валерия Левенталя о Марине Соколовой. Фото Леонида Бурмистрова
«Лавина талантливости, которая обрушивается на наше сознание, – такими были работы Марины Соколовой. Количество работ поражает, каждая деталь удивительно проработана…» – так сказал на вернисаже о творчестве Марины Соколовой народный художник России Борис Мессерер. Фото Леонида Бурмистрова
Художники выставки – Екатерина Левенталь, дочь Марины Соколовой и Валерия Левенталя, и Валерий Фирсов. Фото Леонида Бурмистрова
Народный художник России Сергей Алимов, друг и сокурсник Марины Соколова: «С годами работы Марины Соколовой обретают какое-то магическое наполнение». Фото Леонида Бурмистрова
«Каждый раз, проезжая по Садово-Спасской, где была мастерская Валерия Левенталя и Марины Соколовой, я вспоминаю, как весело и талантливо мы жили»,– поделился с гостями вернисажа народный артист России Игорь Ясулович: Фото Леонида Бурмистрова
Юлий Файт, кинорежиссёр и режиссёр кукольного театра, сделал вместе с Мариной Соколовой два кукольных спектакля. Фото Леонида Бурмистрова
Екатерина Левенталь поблагодарила всех, кто подготовил выставку. Фото Леонида Бурмистрова
Портрет дочери Кати работы Марины Соколовой. 1970-е гг. Фото Леонида Бурмистрова
В залах выставки. Фото Леонида Бурмистрова
Фрагмент экспозиции. Фото Леонида Бурмистрова
Фрагмент экспозиции. Эскизы к балету-пантомиме Игоря Стравинского «Сказка о солдате и черте»/Большой театра, 1964 г./ Фото Леонида Бурмистрова
Фрагмент экспозиции. Костюмы в опере «Золотой петушок» /Большой театр, 1988 г./ Фото Леонида Бурмистрова
Тонкая работа художника. Детали полумакета для балета «Конёк-Горбунок» /Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко/. Фото Леонида Бурмистрова