МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ БАХРУШИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2017

28.10

29.10
Купить билет Билеты в кассе
Дом-музей М.Н. Ермоловой/Театральный салон на Тверском бульваре



МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

БАХРУШИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2017

ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ: К 100-ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ

Главная тема Бахрушинских чтений 2017 года, приуроченных к 100-летию революции, – «Театр революции».

После революции 1917 года, поменявшей весь жизненный уклад России, начался новый этап и в театральной жизни страны. Несмотря на огромные трудности, вызванные гражданской войной, разрухой, голодом, ощущалась потребность в театральном искусстве. По всей стране стали возникать сотни новых театров и театральных студий. В Москве в это время было более ста профессиональных театров, принадлежавших к самым различным творческим течениям. Продолжали действовать Малый и Московский Художественный театры. Ярким воплощением идеи агитационно-политического театра революционной патетики стал Театр РСФСР Первый, созданный В.Э. Мейерхольдом в Москве в 1920 г.

Вместе со всей Россией после революции трудные годы пережил и Театрально-литературный музей, основанный А.А. Бахрушиным и переданный государству в 1913 году. Алексей Александрович, не покинувший Россию, продолжал им руководить. Собрание часто оказывалось под угрозой разграбления и закрытия, однако помощь народного комиссара просвещения А.В. Луначарского, выделившего взвод для охраны музея, помогла его сохранить. В 1918 году музею было присвоено имя его основателя, а Бахрушин назначен его пожизненным директором. В 1920-е годы собрание пополнялось эскизами декораций и костюмов известных художников, в рукописный отдел поступали архивы знаменитых театральных деятелей. Тогда же А.А. Бахрушин стал формировать коллекцию, отражающую революционные перемены в театре. В 1928 г. в музее состоялась выставка макетов и эскизов «Московские театры за десять лет». А.Луначарский отметил: «Москва имеет счастье обладать лучшим театральным музеем в мире. Его создателем является А.А. Бахрушин».

Для обсуждения участникам Бахрушинских чтений-2017 предлагается широкий круг вопросов и проблем, связанных с традициями и новаторством на театральной сцене и в драматургии, с реформами театра; отдельный блок докладов посвящён отечественному театру первой половины XX века и советской драматургии.

Для обсуждения на «круглом столе» предлагаются вопросы, связанные с инновационными тенденциями развития российского театра.

Оргкомитет Бахрушинских чтений

Учредители конференции
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Оргкомитет конференции
Родионов Дмитрий Викторович – председатель оргкомитета, генеральный директор ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Колесникова Анна Георгиевна – кандидат социологических наук, заместитель генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина по науке, куратор конференции
Доманский Юрий Викторович – доктор филологических наук, научный координатор конференции, профессор РГГУ, старший научный сотрудник отдела научно-методической и издательской работы ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Бурлакова Тамара Тихоновна – кандидат педагогических наук, учёный секретарь ГЦТМ

Место проведения:
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина,
Дом-музей М. Н. Ермоловой, «Белый зал»

Адрес: Тверской бульвар, д. 11, стр. 1

Проезд: ст. метро «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Арбатская»

Телефоны для справок:
8(495)992 7866
8(910)930 6256

Регламент выступлений: 10 минут

Распорядок работы:

28 октября 2017 года

09:30-10:00 – регистрация участников
10:00-10:30 – открытие конференции, приветственное слово участникам конференции
10:30-13:30 – дневное пленарное заседание
13:30-15:30 – перерыв
16:00-19:00 – вечерние секционные заседания

29 октября 2017 года

09:30-10:00 – регистрация участников
10:00-13:30 – дневные секционные заседания
13:30-14:00 – перерыв
14:00-17:00 – вечернее пленарное заседание
17:00-18:00 – подведение итогов конференции

 

НАУЧНАЯ ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

28 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА

ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
10:00-10:30
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
Родионов Дмитрий Викторович – генеральный директор ГЦТМ им. А. А. Бахрушина

ДНЕВНОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
10:30-13:30
Ведущие: Наталья Валерьевна Семёнова (доцент Санкт-Петербургского государственного университета), Ирина Валентиновна Купцова (профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова)

Театр между Февралем и Октябрем: исходя из безграничной свободы…
Владислав Васильевич Иванов (Москва, Государственный институт искусствознания)
Символика русской революции в романе А. Белого «Петербург» и его сценическом воплощении (спектакль М. Чехова «Петербург» МХАТ-2, 1924; спектакль А. Могучего «Петербург», Александринский театр, 2004)
Елена Андреевна Сылова (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет; Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский))
Октябрьская революция и театр оттепели: особенности коммеморации
Наталья Валерьевна Семёнова (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)
«Портреты» революции в забытых пьесах 1920-х годов
Дарья Дмитриевна Савинова (Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
Проблемы управления и самоуправления российских театров в 1917 г.
Ирина Валентиновна Купцова (Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
Почему Императорский балет пережил революцию
Борис Александрович Илларионов (Санкт-Петербург, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой)
Танцы революции Айседоры Дункан в Советской России/CCCР
Елена Владимировна Юшкова (Вологда)
Театр контрреволюции: драматурги русского зарубежья о «стране Советов»
Дмитрий Дмитриевич Николаев (Москва, Институт мировой литературы РАН)
Две «Эсмеральды»: переосмысление классического наследия в московском и ленинградском балете 1920 – 1930-х гг.
Андрей Сергеевич Галкин (Москва, Государственный институт искусствознания)
«Чайка» Чехова: революция в драматургии в современных постановках
Александра Николаевна Ярко (Севастополь, Филиал Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в Севастополе)
Атанас Кирчев как новатор болгарской театральной жизни
Наталия Димитрова Няголова (Болгария, Велико Тырново, Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия)

ПЕРЕРЫВ
13:30-14:00

ВЕЧЕРНИЕ СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
15:30-19:00
СЕКЦИЯ 1
Ведущие: Елена Николаевна Петухова (профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета), Ирина Анатольевна Едошина (старший научный сотрудник Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково»)

Принципы театра dell’arte в прозе А. Мариенгофа
Юлия Андреевна Усольцева (Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
Постановки комедий И.А. Крылова «Модная лавка» и «Урок дочкам»: революция в любительском театре
Юлия Владимировна Воронина (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
О судьбе «Словаря к пьесам А.Н. Островского» и его авторах
Ирина Анатольевна Едошина (Кострома, Музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково»)
Идея «вочеловечения» в пьесе М. Горького «На дне»
Ольга Владимировна Богданова (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)
Тело и пространство в драме Л. Андреева «Черные маски»
Чиех Хан Чиан (Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)
Революционный быт и бытие в художественном преломлении: пьеса К. Тренева «Любовь Яровая», рассказы Б. Зайцева и Евг. Замятина 1918-1921 годов
Елена Николаевна Петухова (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет)
Василий Каменский. Пьеса-поэма «Степан Разин» как первая советская пьеса
Наталья Иосифовна Стеркина (Москва, Всероссийский институт кинематографии)
«Дни Турбиных» в фонде Симеона Геста. К истории распространения «контрреволюционной» пьесы М. А. Булгакова в США
Мария Владимировна Мишуровская (Москва, Российская государственная библиотека искусств)
Две великие революции – во Франции и в России: параллели в жизни и в театре
Ольга Алексеевна Бурукина (Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)
Иммерсивный театр как средство освоения городских территорий
Анастасия Евгеньевна Каменская (Тверь, Тверской государственный университет)
«Театральный» некрополь в Петербурге
Карина Олеговна Валегина (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет), Анна Сергеевна Буянова (Санкт-Петербург, Государственный музей городской скульптуры)
Деятельность колхозно-совхозных театров Вологодской области (1935-1936 гг.)
Борис Валерьевич Ильин (Вологда, Вологодский институт права и экономики ФСИН России)

СЕКЦИЯ 2
Ведущие: Алла Георгиевна Головачёва (старший научный сотрудник Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина), Маргарита Моисеевна Одесская (профессор Российского государственного гуманитарного университета)

Пьеса А. П. Чехова «Три сестры» в художественном мире Вениамина Каверина
Алла Георгиевна Головачёва (Москва, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина)
«Уездная драма» или «Предмет обожания» – игра в Чехова
Маргарита Моисеевна Одесская (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)
Образ Соленого в пьесе Чехова «Три сестры» и Лермонтов. Столкновение человека, мечтающего об ином, более значительным, себе, с людьми, мечтающими об иной жизни
Пётр Николаевич Долженков (Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
О театрализации языка русской прозы пореволюционной эпохи
Наталья Зиновьевна Кольцова, Ирина Владимировна Монисова (Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
Рецепция «новой драмы» Г. Ибсена в творчестве Вс. Мейерхольда
Елена Александровна Жатько (Николаев)
Изучение творчества Вс. Мейерхольда в Китае: история и современность
Сюй Ци (Китай, Сямэнь, Институт иностранных языков и культур Сямэньского университета)
Музей Государственного театра им. Вс. Э. Мейерхольда
Владислава Леонидовна Гайдук (Москва, Государственный музейно-выставочный комплекс «РОСИЗО»)
«Гроза» А.Н. Островского на сцене Камерного театра Таирова (по материалам фондов Музея-заповедника «Щелыково»)
Нина Семёновна Тугарина (Щелыково, Музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково»)
Киносценарий «Победа над солнцем» А. Брагина и А. Чаянова в контексте крестьянской утопии
Елизавета Николаевна Матросова (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)
Революционные и новаторские идеи в кинотворчестве Т. Бертона
Ольга Алексеевна Бурукина (Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)

29 октября 2017 года

ДНЕВНЫЕ СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
10:00-13:30
СЕКЦИЯ 1
Ведущие: Рауза Рифкатовна Султанова (Казань, заведующий отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан), Тамара Григорьевна Симонова (доцент Гродненского государственного университета им. Я. Купалы)

Красный Крым Александра Малышкина
Елена Евгеньевна Яблонская (Москва)
Традиционное и новаторское в водевиле В. Шкваркина «Лира напрокат»
Михаил Алексеевич Шеленок (Саратов, Саратовский областной педагогический колледж)
Инсценировки М. Булгакова: революционные тенденции в авторской интерпретации литературного источника
Тамара Григорьевна Симонова (Гродно, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы)
История создания и деятельности в 1920–1922 гг. Театра революционной сатиры в Калуге
Наталья Викторовна Гущина (Калуга, Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства)
Музыка в творчестве писателя-экспрессиониста Франца Верфеля
Наталья Ивановна Волокитина (Челябинск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Революционность сценического воплощения романа «Машенька» В. В. Набокова
Анна Дмитриевна Фадеева (Тверь, Тверской государственный университет)
Тема Гражданской войны в спектакле «Подснежники» Ю. Аминова (сценография В. Зайцевой)
Рауза Рифкатовна Султанова (Казань, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан)
Революционные приёмы в паратексте пьесы И. С. Тургенева «Безденежье»
Екатерина Владимировна Титова (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)
«Никогда я не был на Босфоре…»: революционные мотивы в драме М. А. Булгакова «Бег»
Лариса Сергеевна Кислова, Мария Александровна Ветошкина (Тюмень, Тюменский государственный университет)
Революционный романтизм советского театра, запечатленный в кинематографе. Синдром Искремаса
Марина Эдуардовна Шарапова (Владимир, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых)

СЕКЦИЯ 2
Ведущие: Наталия Димитрова Няголова (доцент Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия); Людмила Алентиновна Якушева (доцент Вологодсокого государственного университета)

Свобода в отношении фабулы: «Неаристотелева» драматургия Б. Брехта и комплексная драматургическая модель
Виктория Андреевна Фомина (Московский городской психолого-педагогический университет), Анна Александровна Животовская (Израиль, Иерусалим, Психологическая служба Иерусалимского муниципалитета)
Художественный диалог с Чеховым в пьесе Лилиан Хеллман «Осенний сад»
Марина Прокофьевна Кизима (Москва, Московский государственный институт международных отношений)
«Иванов» А. П. Чехова в переводе-адаптации Т. Стоппарда: от драмы к фарсу
Людмила Сергеевна Артемьева (Нижний Новгород, Лингва Академия)
Революционное прочтение пьес А. С. Пушкина в постановке «Триптих» театра «Мастерская П.Н. Фоменко»
Татьяна Андреевна Михайлова (Севастополь, Филиал Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в Севастополе)
Провинциальный театр в эпоху перемен
Людмила Алентиновна Якушева (Вологда, Вологодский государственный университет)
Коммивояжер-революционер в литературе, театре, кино и рок-поэзии
Денис Олегович Ступников (Москва, мультипортал КМ.RU)
«Датские» спектакли в Свердловске в 50-70-е годы (по материалам городских и областной газет)
Александр Васильевич Кубасов (Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет)
Комедия в двух действиях «Чайка» Б. Акунина: к вопросу о революционных тенденциях во вторичных текстах
Анастасия Юрьевна Кудина (Тверь, Тверской государственный университет)
Эстетические принципы постмодернизма в драме И. А. Вырыпаева «Кислород»
Мария Вячеславовна Чистякова (Москва, Литературный институт им. А.М. Горького)

ПЕРЕРЫВ
13:30-14:00
ВЕЧЕРНЕЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
14:00-17:30
Ведущие: Колесникова Анна Георгиевна (заместитель генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина по науке), Людмила Николаевна Баканова (старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного института культуры)

ТМД – оперный театр революционных реформ: О судьбе петербургского Театра музыкальной драмы (1912-1919)
Людмила Николаевна Баканова (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный институт культуры)
Революционная символика в драматургии Маяковского
Анна Владимировна Лексина (Коломна, Государственный социально-гуманитарный университет)
Революция на театральной сцене Дагестана первой половины XX века
Лилия Гасановна Джамалутдинова (Махачкала, Музей истории театров Дагестана)
Игорь Терентьев и революция
Вера Сергеевна Пильгун (Москва, Российский институт театрального искусства – ГИТИС)
Культурная революция и театральная трансформация Мейерхольда: идеология, практика, инновация
Вадим Андреевич Ермаков (Москва, Московский финансово-юридический университет)
Рок-театр Николая Коляды: поэтически-сценическая революция в спектакле «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад»
Наталья Павловна Беляева (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)
Чеховские персонажи во временах русской революции (Владимир Забалуев, Алексей Зензинов «Поспели вишни в саду у дядя Вани»)
Юрий Викторович Доманский (Москва, Российский государственный гуманитарный университет; Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина)
Театральный спектакль в эпоху медиареволюции
Елена Валентиновна Николаева (Москва, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина)
«Санитарное просвещение через сцену»: эволюция форм и методов в деятельности театра санпросвещения в период становления Советской власти
Кира Владимировна Богатырёва (Москва, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова)
Революционный театр Василия Шкваркина
Алексей Дмитриевич Новиков (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БАХРУШИНСКИХ ЧТЕНИЙ

Вернуться к списку мероприятий
Как
нас
найти
Адрес

115054, Москва,

ул. Бахрушина, 31/12

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

вт. пт. сб. вс.:

12:00 – 19:00 /касса до 18:30/

ср. чт.:

13:00 – 21:00 /касса до 20:30/

Пн. – выходной

Билеты

Полный тариф:

300 руб.

Льготный тариф:

150 руб.

Стоимость экскурсий
и посещения выставок
см. в разделе

Посетителям

Контакты

/495/ 953-44-70 - телефон для справок

/495/ 953-78-17- билетная касса Главного здания

/495/ 953-48-48 - дирекция

/495/ 953-54-48 - факс


gctm@gctm.ru