Головин А.Я. Эскиз главного занавеса. Александринский театр. 1917 г.
Нина и Баронесса Штраль. Фото.
Головин А.Я. Бальный занавес. Александринский театр. 1917 г.
Профессор, Заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Анатольевич Чепуров расскажет об истории создания знаменитого спектакля «Маскарад» Вс. Э. Мейерхольда, об опыте реконструкции спектакля в творческой работе Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего».
Премьера спектакля «Маскарад» состоялась в день Февральской революции, 25 февраля 1917 года. Режиссер Всеволод Мейерхольд и художник Александр Головин готовили спектакль ШЕСТЬ лет, он стал, в прямом смысле, самым дорогим – 300 тысяч золотом – спектаклем царской России, критика назвала его «реквиемом по уходящей эпохе».
Этот сценический шедевр Мейерхольда-Головина синтезировал в себе все достижения русского дореволюционного театра, творчества Мейерхольда и сценографические открытия Головина, предугадывал новые направления в искусстве театра последующих эпох.
Он оказал влияние на творчество ведущих европейских режиссеров Б. Брехта, Э. Пискатора, Г. Крэга; стал школой для С. Эйзенштейна, художников В. Дмитриева, К. Петрова-Водкина, последующих поколений актеров и режиссеров.
В 2014 году Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, используя визуальные образы и мизансценические мотивы постановочной партитуры «Маскарада» Мейерхольда, максимально точно воссоздавая сценографически, музыкально и ритмически спектакль великого режиссера, предложил современным зрителям отправиться в уникальную экспедицию в прошлое.