Лекция Ирины Сироткиной «Танец, кинестезия и телесная эмпатия» /в рамках публичной программы XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория»/
Лекция Ирины Сироткиной «Танец, кинестезия и телесная эмпатия» /в рамках публичной программы XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория»/
Публичная программа XIV Международного фестиваля школы современного искусства «Территория»
Куратор — Дина Годер, театровед, критик, член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова
В 2019 году Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» впервые представит в Москве масштабную публичную программу.
Образовательная, просветительская миссия всегда была важна для фестиваля — ежегодно «Территория» организует в Москве школу для молодых специалистов в сфере культуры. В этом году лекции и паблик-токи в рамках фестиваля станут доступными для всех заинтересованных зрителей.
Создание публичной программы фестиваля «Территория» инициировано в сотрудничестве с Фондом Михаила Прохорова.
Центральной темой публичной программы этого фестиваля станет тело человека. Эта тема — будь то проблема социальных табу и запретов, свободы тела, физических травм, танцевальные практики, связи тела и голоса — тем или иным образом заложена в спектаклях фестиваля или как-либо с ними связана.
Программа состоит из открытых лекций и дискуссий с участием специалистов по разным дисциплинам, которые со своей профессиональной позиции взглянут на темы, представленные в спектаклях фестиваля, — антропологов, художников, журналистов, ученых, искусствоведов, психологов.
Как вы смотрите танец? Часто зритель воспринимает танец всем телом – подражает, сам того не замечая, движениям танцовщиков. Если зрителю танец интересен, увлекает его, то между ним и танцовщиком на расстоянии устанавливается телесный контакт. Это называется кинестетической эмпатией – телесным вчувствованием в движения другого человека. Иногда ученые говорят про «идеомоторику», или «движение в воображении». А еще существует «кинестетическое воображение» – ведь большинство хореографов сочиняют танец именно телом. Обо всем этом и о том, какую роль в танце играет кинестезия, в лекции Ирины Сироткиной, историка и теоретика двигательной культуры, практика музыкального движения – одного из отечественных направлений танца модерн.
Ирина Сироткина – кандидат психологических наук, специалист по истории танца и двигательной культуры, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, лектор НИУ Высшая школа экономики и Школы социальных и экономических наук (Шанинка)