Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Круглый стол, посвящённый выставке «Плакат умер. Да здравствует плакат!»

20.03
Среда
18:30
Купить билет Билеты в кассе
Главное здание Театрального музея им. А.А. Бахрушина



20 марта в Театральном музее им. А.А. Бахрушина состоялся круглый стол, посвящённый выставке «Плакат умер. Да здравствует плакат!».

14 марта 2019 года в выставочном зале Главного здания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка «Плакат умер. Да здравствует плакат!». Авторский театральный плакат ХХI века». В экспозиции 65 работ 50 дизайнеров из разных городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Некоторые из них уже были представлены в 2018 году на биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Выставка готовилась в тесном сотрудничестве с этой институцией и её президентом Сергеем Серовым.

Экспозиция получилась невероятно зрелищной: стены выставочного зала покрасили в интенсивные красный, синий и жёлтый. На таком фоне яркие многоцветные плакаты выглядят ещё более выигрышно. Ни один из них не сделан по заказу театра. Условием участия в экспозиции для художников был самостоятельный выбор художником спектакля любого жанра: драма, балет, опера. Плакат должен был, кроме непосредственных авторских впечатлений, отразить и новаторство режиссёрского замысла. И ещё. К каждому плакату прикреплено белое поле, на нём текст, в котором автор объясняет, какими мыслями он руководствовался при создании плаката. Эта кураторская идея композиционно делает выставку многожанровой, синтетической, превращает её не только в визуальное, но и очень интересное вербальное высказывание. Вот лишь некоторые из них: «Никто до конца не знает, каким в итоге получится спектакль. Ведь процесс его создания – творческий эксперимент, ограниченный временем и бюджетом». «Именно классическая постановка требует больше всего мастерства и чувствительности». «В столкновении двух художественных текстов, анимации, вокального исполнения и статичной актёрской игры на сцене образуется мистическое многомерное пространство».

Выступая на вернисаже, куратор экспозиции, художник и искусствовед Любовь Стерликова прежде всего объяснила провокативное название выставки.

«Во-первых, я хотела бы сказать про название «Плакат умер. Да здравствует плакат!». По аналогии с выражением «Король умер. Да здравствует король!» В любом случае, мы хотели показать преемственность, продолжаемость, если можно так выразиться.

Плакатное искусство не исчезло, но сегодня оно стало совершенно иным. Плакаты другие прежде всего потому, что их создают специалисты других визуальных профессий. Если раньше это были литографы, живописцы, архитекторы, иллюстраторы, то теперь приходят дизайнеры. Это язык ХХI века. Мы используем компьютерные программы, проявляется компьютеризованное мышление.  В выставке участвуют художники абсолютно разных поколений, от студентов до профессоров. Все на равных. И задача была такая – доказать, что плакат необходим театру. Авторы – молодцы. Задачу усложняло то, что надо было написать аннотацию. Это не легко для художника, ему проще изобразить. Но и с этим все прекрасно справились.  Здесь вы видите только краткие высказывания, а полный текст в замечательном каталоге, который издан к выставке. И плюс на экране можно прочитать полные аннотации ко всем плакатам. На видео также есть фрагменты спектаклей, которые смотрели художники».

Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина произнёс много справедливых слов в адрес куратора выставки Л. Стерликовой: «Люба замечательный искусствовед, который системно, научно занимается исследованием плакатного искусства, –  сказал он. –   Буквально на-днях выходит её замечательная монография по истории театрального плаката. Это действительно потрясающая историческая палитра зарождения, развития, кризиса, опять развития и опять подъёма театрального плаката. Книга уникальная. Она о вершинах и достижениях плакатного искусства, там блестящий живой текст, потрясающие истории, которые, может быть, вдохновят на более глубокое погружение в тему плаката».

«А возвращаясь к выставке, которая придумана Любой, она ни в коей мере не является энциклопедией современного плакатного искусства, –  продолжал Дмитрий Родионов. – Скорее это одна из тропинок поиска понимания содержания и смысла искусства плаката сегодня. В какой-то момент оно вдруг оказалось на обочине театральной жизни. Но сейчас театры вернулись к плакату. Многие   стали разрабатывать свой фирменный стиль. Мы видим это на примере ведущих московских театров. В сегодняшнем информационном и ярко насыщенном визуальном мире плакат в театре возвращает нас к яркой художественной образности. Театр через плакат выстраивает сегодня одну из линий коммуникации со зрителем. На выставке много молодых художников. Замечательно, мне кажется, придумана текстовая часть, ремарки авторов. Мы вдруг попадаем в мастерскую театрального художника. Это касается и его мироощущения. Замечательно увидеть живого автора, который мечтает, фантазирует, размышляет о своём диалоге с театром и с конкретным произведением. Палитра очень яркая и выразительная. И, мне кажется, она сегодня начинает влиять на сам театральный процесс. По крайне мере, является его частью».

«Во-первых, я хочу выразить своё восхищение Любой Стерликовой, её энергией, её креативностью, –  сказал профессор Сергей Серов, Президент московской международной биеннале графического искусства «Золотая пчела». –   Мы год назад встретились на вернисаже здесь в музее. Тогда эта выставка и была задумана. И спасибо музею, что он поддерживает такие инициативы. И на биеннале «Золотая пчела» номинация «Театр» появилась специально в поддержку этой выставки. Замечательная экспозиция, прекрасная идея, в которую я сначала не верил. В то, что можно будет из каждого автора, каждого художника-дизайнера вытащить какие-то слова про свою работу. Но всё получилось.  Выставка называется «Плакат умер», с этим спорить невозможно, он, действительно, умер, это медицинский факт. Причём, он умер в своей главной функции – быть средством массовой информации. Но кроме главной функции, у плаката всегда были ещё и другие качества – быть искусством, частью среды, проводником эмоционального отношения. к этой информации. Плакат воскресает у нас на глазах. Воскресает, являя качества креативности, эмоциональной вовлечённости автора и зрителя. Да, он нужен театру, потому что современный театр становится мультидисциплинарным явлением. И плакат здесь совсем не последнюю роль играет. Он может помочь раскрыть замысел режиссёра. Множество новых функций у плаката появилось. Эта выставка меня самого удивила и порадовала».

Внучка легендарного классика плакатного искусства Владимира Стенберга Виктория Стенберг пожелала всем участникам выставки «дерзости, смелости, неуправляемости». «Творите, как говорится, в полёте, –   продолжала она. –   И всегда оставайтесь молодыми. Потому что ваша работа, ваше дело очень молодо. Плакат звучит тогда, когда вы абсолютно отвязаны, когда влюблены в материал. Если вам не понравился спектакль, не беритесь. И напоминаю хорошее русское слово: «кураж», без него тоже невозможно. И будьте элегантны».

На одной из торцовых стен выставочного зала, где расположилась посвящённая плакатам ХХI века выставка, белая доска и рядом на верёвочках фломастеры. На доске надпись: «Нужен ли театральный плакат сегодня?». Каждый из посетителей может написать здесь своё мнение. Но окончательный ответ на этот вопрос, скорее всего, будет сформулирован 20 марта нынешнего года на круглом столе в рамках выставки, где соберутся специалисты, представители театров, искусствоведы. Хочется думать, он будет положительным.

Галина Фадеева

Вернуться к списку мероприятий
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок