Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



8-9 апреля прошла международная научная конференция «Бахрушинские чтения»-2021, посвященная теме «Музыка и сцена»

12

04

Главная цель, которая стояла перед участниками чтений – осмысление музыкального театра в многообразии его жанров и роли музыки в драматических спектаклях.

В научной конференции приняли участие ведущие исследователи из России, Франции, Японии и США.

Учредителями конференции выступили: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.

Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов приветствовал участников конференции:

«Тему, которую мы сегодня заявили – «Музыка и сцена» – приводит меня в трепет. Замахнулись! Конечно, тема музыки и сцены настолько широка, глобальна и разнообразна в сегодняшнем культурном процессе, что даже иногда не веришь, что это происходит на твоих глазах. Те процессы, которые сегодня происходят вообще в мире, влияют и на театр как таковой. А на музыкальный тем более, если мы считаем оперу высшей формой театрального искусства.

Даже, казалось бы, классическая консервативная форма, как оперный спектакль сегодня порой являет собой такой авангард и модерн, что невольно думаешь: вот где формируются новые пути в искусстве. Пусть не обижаются коллеги из драматических театров, но, мне кажется, именно в оперном театре формируются вот эти новые пути развития. Музыка во много направляет поиск в современном театре. Например, классическая дискуссия, которая вспыхивает в обществе, наверное, последнее столетие – пределы интерпретации классического оперного произведения. Надо ли улучшать Моцарта, Верди, Чайковского или это не позволительно и нужно строго следовать духу партитуры и текста?! Вот эти дискуссии периодически вспыхивают и порой переходят в откровенные баталии. Но это тоже не ново – мы все прекрасно знаем, какие баталии происходили в итальянской опере. И какие оперы вызывали гнев и возмущение у публики, даже те, которые сейчас принято считать классическими.

Наша конференция – это попытка обозначить какие-то процессы, сформулировать их, проанализировать те явления, которые происходят в театре».

О теме «Бахрушинских чтений» этого года сказала и заместитель генерального директора ГЦТМ им. А.А. Бахрушина по научной деятельности Ирина Баканова:

«Мы прекрасно знаем, что ни один спектакль не обходится без музыки. И у каждого из нас есть свои пристрастия: кто любит балет, кто-то – оперу или драматический театр, но всех нас помимо любви к театру объединяет страстное желание понять, как изменяемся мы, изменяется мир вокруг нас, а вместе с этим и музыка.

Появляются новые жанры. Еще несколько лет назад было трудно представить, что такой жанр, как медиа опера будет активно осваиваться нашей сценой. Сегодня это уже обычное явление. Все происходит очень быстро, стремительно. Научное осмысление новых жанров и видов искусства – дело не только нашего музея, поэтому мы постарались собрать на конференции представителей самых разных институций. 

Конечно, такие междисциплинарные исследования проводить труднее всего. Но всякий раз, когда мы называем имя исследователя и, доверяя ему, мы ждем такого же доверия навстречу».

Художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац Георгий Исаакян отметил важность подобных инициатив:

«Я с восхищение прочел те темы и доклады, которые заявлены. Совершенно замечательно, что Бахрушинский музея проводит эти чтения и выбрал такую важную тему. В эту постоковидную эпоху открылось очень много любопытных вещей за этот год странного бытования и нас как человеческих существ, и как людей театра.

Я согласен с Дмитрием Викторовичем, что самое прекрасное, необычное, авангардное начинается на территории музыкальных театров. Достаточно сказать, что всего 20 века театрального не было бы, если бы не было Дягилевских сезонов в Париже. Величайшие художники, хореографы, композиторы, которые совсем молодыми людьми дебютировали в этих скандальных русских сезонах. Это сейчас мы воспринимаем как классику, забывая, что тогда каждый спектакль сопровождался скандалом и чуть ли не драками в партере.

Музыкальный театр – это одно из величайших достижений человеческого духа, и мне кажется, волшебство этого вида искусства заключается, конечно же, в музыке. При том, что я оперный режиссер и должен в первую очередь стоять за театр, но, конечно же, то потрясение, которое ты можешь испытать именно на музыкальном спектакле, ни с чем несравнимо».

Художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский обратился к известной реплике Гёте, о том, что «во всех искусствах, великих или малых, так или иначе все сводится к концепции».

И рассказал об искусстве театра кукол: «Больше 50-ти лет я живу и работаю внутри театра кукол. Мне очень нравится это пространство и этот мир. В 1733 году появилась первая рецензия, попытка осмыслить, что же такое вообще театр кукол. В Санкт-Петербургских ведомостях появилась анонимная статья, где было написано, что театр кукол — это такой вид искусства, где с помощью кукол показывают естество вещи. Вот эта формулировка мне очень нравится. Тем более, что театр кукол – искусство музыкально-пластическое. Ибо текст литературный хоть и нужен время о времени, но он не основной. Обращали ли вы внимание, что многие кукольные представления можно не смотреть, а просто закрыть глаза и слушать, потому что это абсолютный джаз. Кукольник издает одни звуки, сам он при этом притоптывает и задает ритм, рождая пластический и музыкальный рисунок спектакля.  

Я чрезвычайно благодарен Дмитрий Родионову за удивительную возможность поработать над созданием музея детских театров и театров кукол на территории Бахрушинского музея».

Перед началом сессии докладов актриса драматического еврейского Театра Шалом, лауреат российских и международных конкурсов Ольга Гринштейн представила свою музыкальную программу.

Воронова Марина Геннадьевна, Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского
Карпун Надежда Аркадьевна, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Макаренко Зоя Валерьевна, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
Маркарьян Надежда Александровна, С-Пб., РГИСИ
Светаева Марина Григорьевна, ГИИ
Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок