Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов на «Встрече перед премьерой у Бахрушина» рассказал о том, как увлечь молодежь оперой

25

09

19 сентября гостем «Встреч перед премьерой у Бахрушина», проходящих в рамках I-го музейно-театрального фестиваля «Все в сад!» в Бахрушинском музее, стал Главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, народный артист России Феликс Коробов. Модератором встречи выступил ведущий телеканала «Россия-Культура» Михаил Зеленский.

Феликс Павлович Коробов рассказал гостям о первом премьерном проекте нового сезона – гала-концерте «Чайковский. Страсти по опере», куда вошли арии, сцены, оркестровые и хоровые фрагменты из всех опер П.И. Чайковского, в числе которых «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта» и другие.

«Нам хотелось сделать концерт из того, что очень редко звучит в Москве. Например, «Мазепа», «Черевички», «Ундина» и так далее. Мы постарались сделать так, чтобы прозвучали фрагменты из всех 11-ти опер Чайковского в хронологическом порядке.  И так получилось, что самая оптимистичная – «Иоланта» попала в конец концерта. Чайковский – это не просто портрет в Большом зале консерватории, не просто памятник перед консерваторией. Мы как-то забываем, что композиторы были живыми, молодыми людьми. Мало кто знает, что Петр Ильич писал оперу «Евгений Онегин» в Сан-Ремо, а «Пиковую даму» во Флоренции и оттуда скучал по России. Вот эти живые истории были нам очень дороги».

На вечере гости обсудили круг актуальных вопросов:

1.Как ответить на вызовы, поставленные пандемией?

2.Как вести диалог со зрителем в онлайн-формате?

3.Как справиться со страхом возвращения в театр?

4.И как вернуть оперу молодому поколению и сделать ее модной?

Также Феликс Павлович поделился планами на будущий театральный сезон.

Цитаты Ф.П. Коробова – «Встреча перед премьерой у Бахрушина»

О пустом театре

«С 17 марта сцена театра была пуста. Такого не было никогда. Даже в годы Великой Отечественной войны наш театр один из немногих продолжал работать в Москве. Более того, есть наш знаменитый спектакль «Штраусиана», который был поставлен в начале войны. Перед отправкой на фронт красноармейцев приводили в наш театр, где они видели совершенно фантастическую, сказочную историю, основанную на вальсах и польках Штрауса. И вот с этим ощущениям праздника они уходили на фронт» 

О тревожном «отдыхе» на карантине

«Это было и остается очень сложным временем. Проведя это время дома в реальной самоизоляции, а я не позволял себе никуда выходить, я впадал то в апатию, то в жажду деятельности. Получил какие-то партитуры на далекое будущее впрок и возникала мысль: «а когда этот прок наступит?». И вот эти перепады настроения были в течение одного дня. Все говорят, мол, вы же отдохнули за эти полгода. Понимаете, отдых не совместим с тревогой. Это очень страшное испытание, которое выпало на наше время. Мы то поколение, которые посчитало, что никакие катаклизмы с нами уже не случатся. Ну что может быть в 21 веке? Человек – царь природы! И природа очень хорошо поставила всех на место. Поэтому никакого отдыха не было» 

О выпавшем времени

«У меня не было никакой связи с музыкой. Я не слушал трансляции, не погружался в изучение архивов. Читал книги, а уши отдыхали от музыки. Но очень странные ощущения были на выходе из карантина, когда мы стали играть спектакли. Выйдя дирижировать в опере «Любовный напиток» 11 сентября, я вдруг для себя понял, что этих пяти месяцев как будто не было. Возникло полное ощущение, что 15 марта, когда мы сыграли последнего «Онегина»,  было вчера.  Вот эти полгода вычеркнуты из нашей жизни абсолютно»

О бесполезных покупках

«Самая бесполезная покупка этого года – ежедневник. Я тот человек, который примерно знает, что он репетирует через два-три года. Вот это все улетело. Я просто зачеркиваю странички в ежедневнике…»

О том, как возвращать зрителя

«Чудес не бывает. Как только в мире станет более спокойно, как только отступит страх перед этим недугом, отступит сама болезнь, и публика вернется»

Об онлайн-проектах и живом общении

«Мы приходим в театр за эмоциями. За тем, чтобы отдавать и получать. Причем как зрители, так и исполнители. У нас идет постоянный энергетический обмен. Я всегда говорю, что работа зрителя – это очень тяжелая работа. Приходя в театр, человек должен настроиться на то, чтобы получить эмоцию. Он должен потратить, быть может, такие же энергетические и душевные силы, которые отдают артисты, чтобы настроиться на общую волну и получить вот это чудо спектакля. Никакая трансляция не заменит нашего живого общения.

В 2012 году мы поставили наш теперь уже легендарный спектакль «Война и мир». Мы пытались просчитать реакцию зрителя, но чего точно не предполагали, так это истинного патриотизма людей. Когда поднялся занавес, и публика увидела на сцене толпу солдат, зал встал. После хора «Пред врагом» мы не могли продолжать спектакль из-за не стихающих оваций. Это было очень сильное впечатление для нас и для публики. Ради этого мы живем, ради этого выходим на сцену»

О воспитании публики

«Публику нужно воспитывать. Обязательно. Никогда не нужно опускаться ниже себя. Вы же не пойдете на прием к английской королеве в мини-шортах? Что-то же вас остановит. Ну и, конечно, с публикой нужно разговаривать. Как известно, половина разводов происходит из-за того, что люди не говорят друг с другом»

О том, как привлечь молодого зрителя в оперный театр

«У меня есть любимая история. В Дюссельдорфе есть оперный театр. Сейчас там поменялась стилистика, но в течение долго времени основной цвет этого театра был оранжевый. Вначале 2000-х гг. они обнаружили, что у них стали падать доходы. Руководство задумалось, как привлечь публику. И как всегда в самый нужный момент появился старый опытный человек, который попросил 300 евро и сказал, что вернет зрителя. С деньгами он пошел в типографию и на 150 евро напечатал маленькие самоклеящиеся листочки оранжевого цвета. На них была только одна фраза: «Опера – это модно!». Он расклеил их везде – в троллейбусах, магазинах, на собачьих площадках и так далее. И через месяц публика вернулась. Как раз за счет молодых. Так что способов очень много.

Я не думаю, что для того, чтобы привлечь молодежь нужно с ней заигрывать и сюсюкать. Никого никакими техническими новшествами спектакля или суперактуальными сюжетами не затащишь в зал. Либо им интересно, либо нет. Они или верят в то, что происходит на сцене или нет. Мне кажется, что нужно искренне и честно делать то, что ты делаешь, и тогда это найдет свою публику, в том числе среди молодежи»

О планах на сезон

«До ухода на карантин у нас были запланированы премьеры на 2,5 года вперед. Теперь премьеры прошлого сезона перенесены на этот. Премьеры нынешнего сезона ушли на будущий год и так далее. К сожалению, планы так же зависят от финансирования и тех денег, которые мы зарабатываем на билетах. То количество денег, которое мы должны были вернуть за проданные, но несыгранные спектакли – это очень большая сумма. Мы вернули эти деньги зрителям. Всем тяжело, но театры, которые не зарабатывают, просто умрут. Очень надеемся, что в этом сезоне выйдут наши постановки – «Вольный стрелок», «Иоланта», «Риголетто»«Встреча перед премьерой̆ у Бахрушина» – специальная программа первого уличного фестиваля театрального искусства «Все в сад!», в рамках которой театральные деятели в формате диалога со зрителями рассказывают о предстоящих театральных событиях.

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок