Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



В Бахрушинском музее прошла праздничная программа «День Чехова». Часть II

16

09

В рамках праздничной программы «День Чехова» торжественно открылись выставка «Власть сада» и книжная ярмарка «Театральный роман»-2020.

На открытии книжной ярмарки «Театральный роман-2020» состоялись презентации изданий о театре и встречи с авторами книг.

На сцене книжной ярмарки «Бахрушинъ и сыновья» прошли презентации от издательства «Балтийские сезоны». На встрече с директором издательства Еленой Сергеевной Алексеевой была представлена книга-альбом «Театр Татьяны Швец». Специальным гостем презентации стал народный артист Латвийской ССР, Народный артист Украины, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Аркадий Фридрихович Кац.

Также прошла презентация книги «Райна» (составитель – Е. Глебова) о Народной артистке Латвии, заслуженной артистке РФ Райне Праудиной. Специальными гостями презентации стали: редактор журнала «Страстной бульвар» Елена Глебова, артист театра им. Е. Вахтангова, заслуженный артист РФ Андрей Ильин.

В зале Граненой гостиной Главного здания Театрального музея им. А.А. Бахрушина состоялась презентация книги заведующей кафедрой искусствоведения Театрального института имени Бориса Щукина, доктора искусствоведения Елены Александровны Дунаевой «Меловой круг Александра Дунаева».

Предваряя презентацию второго издания книги,
генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов отметил: «Мне кажется,
случилось какое-то очень важное событие в нашей культуре, очень важное, я даже
эту книгу подарил всем своим студентам, выпускникам продюсерского факультета
ГИТИСа, чтобы они ее почитали на досуге, и немножко увидели театр с разных
сторон, во всей его сложности быта, жизни, времени и людей, которые этот театр
созидают. Эта книга как раз о человеке, который всегда был
эталоном отношений с людьми театра и в своем творчестве. Эта книга очень важна для
всей думающей и чувствующей части нашей интеллигентной публики, и в первую
очередь, созидателям и строителям современного театра».

«Я хочу выразить большую благодарность, во-первых, Бахрушинскому музею, который пригласил меня сегодня и сделал честь для того чтобы можно было поговорить об этой книге.  Я очень благодарна издательству и всем, кто помогал делать эту книгу. Во втором издании книга родилась в другом, новом качестве. Прежде всего, я поняла, что книги живут отдельной жизнью, совершенно неожиданно, отдельно от человека, потому что я не воспринимаю ее, как свою книгу, у меня такое ощущение, что она пустилась в какое-то совершенно самостоятельное путешествие. Она у меня какая-то, я бы сказала, отдельно существующая и может быть в этом как раз и заключается та цель, которую в каком-то смысле я преследовала, кроме сентиментальных размышлений об очень трагической реальности моего отца. Мне кажется, невероятно важным бережно относиться к своей истории, прежде всего к истории театра, потому что, театр это такая очень хрупкая субстанция и если прекратится история театра, то, мне кажется, жизнь остановится, потому что это единственный вид искусства, который вот эту хрупкость бытия очень точно передает в каких-то сегодняшних реалиях», – поделилась размышлениями о новом издании книги, приуроченной к 100-летию со дня рождения театрального режиссера, Народного артиста РСФСР Александра Леонидовича Дунаева, его дочь Елена Дунаева.

Театральный критик, главный редактор журнала Большого театра, заслуженный деятель искусств России Сергей Николаевич Коробков вспомнил, каким был Александр Леонидович Дунаев в жизни: «Александр Леонидович был врожденно интеллигентным человеком, это была врожденная интеллигентность, вся ситуация в этой книге, когда два режиссера уживаются в одном театре, это все благодаря ему. Он не громко всегда говорил… Я сожалею, что он не дождался своих внучек, своих замечательных девочек, которые с моей точки зрения, одна блистательно совершенно пишет – Саша Князева, виртуозно владеет словесностью. И младшая, Ася – актриса и режиссер, я ее зову «Наташа Ростова». Обе девочки продюсеры, и обе потянулись к творчеству, ведь все в жизни не случайно”.

Торжественное открытие выставки «Власть сада» состоялось в 18:00 в центре Бахрушинской усадьба на сцене «Домашнего театра Владимира» в присутствии почетных гостей, которыми стали: Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии, профессор, ректор Театрального института им. Б.В. Щукина Евгений Князев, Народная артистка РСФСР, создатель и руководитель Благотворительного фонда актеров Анастасия Вертинская, Народный художник Российской Федерации, главный художник Российского академического молодежного театра (РАМТ) Станислав Бенедиктов и многие другие.

Собравшихся со сцены поприветствовал генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Викторович Родионов: «Для нас этот год не год коронавируса, другие события определяют наше бытие, и начался 2020 год для нас с юбилея А.П. Чехова, его 160-летия. Конечно, выставка должна была открыться раньше, и, преодолев все препятствия, мы торжественно открываем ее сейчас в рамках Чеховского дня вместе с Биеннале театрального искусства. Это наш совместный проект, и мы очень рады этому успешному, плодотворному сотрудничеству. Поверьте, это очень необычная выставка, ее главными героями стали актеры российского театра – наше достояние! Приглашаем вас совершить путешествие по чеховским пьесам и, образы, созданные и куратором и художниками этого проекта, будут располагать к этому путешествию с Антоном Павловичем во времени и в пространстве».

Куратор выставки «Власть сада», чеховед Елена Ивановна Стрельцова: «Как сказал классик «краткость сестра таланта», поэтому я прошу о главном – всмотреться в лица «живого театра» Чехова – это наша история, наше достояние. Основа концепции этой выставки – вера Чехова, в 21 веке нам уже пора понять, что классический квартет больших чеховских пьес основан на христианском, православном мировоззрении Чехова и эта выставка наш первый шаг посмотреть на его творчество именно с этой стороны. В вечности вишневый сад бессмертен, он возрождается каждой весной снова и снова. Смерти нет, главное – бессмертие! Сколько бы мы не возвращались к наследию Чехова, все равно он для нас будет тайна!».

Председатель
Чеховской комиссии РАН, доктор филологических наук, профессор Владимир Борисович Катаев: «У Андрея
Вознесенского есть стихотворение «Из Мексики», в котором он пишет о том, что
его там поразило – это то, что из Мексики к нам пришла картошка, овощ, ставший
нашим национальным, а второе, что все театральные тумбы оклеены афишами «Вишневого
сада». И он заканчивает стихотворение так:

В
первооснове жизни и слова культуры, обмениваясь, шумят.

Вы
нам — картофель, мы вам — Вишневый непостижимый чеховский сад.

Сад
этот заполонил все столицы, его не вырубить и не постичь.

Зачем
вы ездили за границу?

Предков
почтить.

Вот
это удивительное явление того, что пьесы Чехова можно видеть на сценах в любом
уголке земного шара!».

Сегодня мы можем констатировать бум чеховской драматургии на сценах в Китае, где соединяется все – тысячелетняя эстетика Пекинской оперы, с акробатикой, музыкальной экспрессией, казалось бы, противоположные Чехову, и поиски актуальности Чехова в современном Китае, когда Раневская исполняет танец маджонг, а Лопахин танец со счетами и так далее. Или, например, постановка «Вишневого сада» как обвинение сегодняшнему обществу потребления, или другая постановка для современного поколения молодежи, поколения гаджетов, поднимающая проблемы одиночества человека в цифровом мире ­– современные театральные режиссеры находят цифровой аутизм в «Вишневом саде». И это одновременно и щекочет наше национальное самолюбие, и обязывает ко все новым и новым вхождениям в Чеховские рощи и сады, как эта выставка, которая сегодня открывает еще один вход в Чеховский «Вишневый сад»!».

Художественный руководитель Государственного «Московского театрального центра «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина», Народный артист Российской Федерации Александр Михайлович Вилькин: «В основе нашей сегодняшней встречи лежат те нравственные категории и принципы, которые связаны с именем нашего великого драматурга и писателя Антона Павловича Чехова. 25 лет тому назад, когда родился Московский театральный центр «Вишневый сад», решался вопрос о том, чтобы предоставить площадку группе актеров, которые решили работать в этом направлении с русской и зарубежной классикой, что вызвало некоторое отторжение у группы чиновников. И казалось, что уже ничего не состоится, пока тогдашний мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков не сказал свою замечательную фразу своим товарищам по аппарату – «Вы что хотите, чтобы пошла слава о том, что это я вырубил «Вишневый сад»?!». И так мы играем «Вишневый сад» Чехова по сей день, и в который раз нас выручил Антон Павлович! Очень хочу поблагодарить за замечательно сделанное пространство, в котором мы можем отметить 160-летие Чехова, это настоящее родное пространство российских вишневых садов, пространство Антона Павловича Чехова».

Заслуженная артистка Российской Федерации Виктория Владимировна Лепко: «Хочу поблагодарить Бахрушинский музей – я просто обожаю это место, этот музей и сегодняшний вечер меня просто потряс: все, что здесь сделано, как оформлено, а выставка, которую мы открываем, совершенно уникальная! Для меня честь сказать на открытии несколько слов. Мне выпало такое счастье играть в постановке «Чайка» театра «Вернисаж» – это была сложная роль, нужно было разрываться как чайка между сушей и морем, этот образ и символ был очень близок и важен для Аркадиной, и мне был исключительно важен этот разрыв души, разрыв любви – в этой потрясающей пьесе есть все, есть жизнь!».

В вечерней программе зрителей ждали театральные постановки. «Вахтанговский практикум» представил отрывок из спектакля «Идеалисты и циники» по рассказам А.П. Чехова (режиссер – Ася Князева; исполнители – выпускники Театрального института имени Б. Щукина). Театр Parabasis показал постановку своего уличного спектакля «Дышите глубже» (по мотивам произведений А.П. Чехова).

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок