Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



В Бахрушинском музее провели торжественный вернисаж выставки «Чти отца своего», посвященной выдающемуся театральному художнику и педагогу Алексею Понсову

03

09

Выставка, приуроченная к 100-летию театрального художника Алексея Понсова (1920-2009) открылась для посетителей с 21 августа в филиале Бахрушинского музея, Доме-музее А.Н. Островского, 2 сентября состоялось торжественное открытие.

Гостями стали многочисленные ученики мастера, педагоги Школы-студии МХАТ, сотрудники музея. Собравшихся приветствовал генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов. «Странный год нам достался, – заметил Дмитрий Викторович. –  Я придумал для него термин «сидение». Этот этап закончен и мы пытаемся войти в нормальную жизнь. Выставка, посвященная Алексею Дмитриевичу была запланирована на более ранний срок, но мы были вынуждены наши планы скорректировать. Однако выставку «Чти отца своего» мы, конечно, сохранили. Это была наша принципиальная позиция – представить эту выставку в нынешнем году. Алексей Дмитриевич замечательный театральный деятель, который во всей своей творческой и человеческой биографии является примером достойной жизни на театре». 

Дмитрий Родионов отметил, что время творческой и педагогической биографии Алексея Понсова было не самое простое. Но люди театра все эти тяжести принимают как на передовой. «Алексей Дмитриевич эту линию нахождения на передовой нашего советского и российского театра с честью и достоинством провел. Память о нем до сих пор жива среди его учеников и последователей, и это подтверждение того яркого следа, которой он оставил в искусстве, – заключил Дмитрий Родионов.

В своем приветственном слове сын театрального художника и куратор выставки – Владимир Понсов поблагодарил заведующую Дома-музея А.Н. Островского Светлану Семиколенову за предложенное название выставки. «Чти отца своего» символично: с одной стороны, так назывался спектакль МХАТа в постановке режиссера И.М. Тарханова по пьесе В.В. Лаврентьева (1965 г.), с другой, это выражение отношения учеников Алексея Понсова к своему мастеру, и того, что одним из главных организаторов выставки является его сын Владимир. «Лет 11 назад в Бахрушинском музее приблизительно в эти же сентябрьские дни открывалась выставка еще при жизни отца и очень символично, что мы вновь здесь, – отметил Владимир Понсов.  –  Для выставки я постарался отобрать работы, которые ранее не экспонировались, отреставрировать их. Так же было приятно, что ученики Алексея Дмитриевича живо откликнулись на предложение провести такую выставку».

«Открытие этой выставки – большое событие, особенно для людей, которые помнят этого замечательного человека, – отметила педагог кафедры сценографии ГИТИС Александр Урсин. –  Многие знают Алексея Дмитриевича не только как профессора, педагога, но и как товарища по работе. Таких людей в наше время встречается все меньше и меньше. Остается только надеяться, что время как-то перестроится, подарит нам людей с таким же отношением к делу. Хочу поблагодарить музей, дирекцию, всех участников создания этой экспозиции. Нас встречали как в родном доме и это чувство дорогого стоит. Не в каждом музее так с вами будут разговаривать, понимать, пытаться услышать, помочь, подсказать. Мы за это очень благодарны. И конечно, хочется сказать большое спасибо семье Алексея Дмитриевича за проделанную работу. Не все понимают, что создание выставки – титанический труд сродни постановке спектакля».

«Открытие этой выставки – большое событие, особенно для людей, которые помнят этого замечательного человека, – отметила педагог кафедры сценографии ГИТИС Александр Урсин. –  Многие знают Алексея Дмитриевича не только как профессора, педагога, но и как товарища по работе. Таких людей в наше время встречается все меньше и меньше. Остается только надеяться, что время как-то перестроится, подарит нам людей с таким же отношением к делу. Хочу поблагодарить музей, дирекцию, всех участников создания этой экспозиции. Нас встречали как в родном доме и это чувство дорогого стоит. Не в каждом музее так с вами будут разговаривать, понимать, пытаться услышать, помочь, подсказать. Мы за это очень благодарны. И конечно, хочется сказать большое спасибо семье Алексея Дмитриевича за проделанную работу. Не все понимают, что создание выставки – титанический труд сродни постановке спектакля».

«Выставка Алексея Дмитриевича – это соприкосновение с историей, с нашей молодостью, – заметила педагог кафедры сценографии ГИТИС Екатерина Устинова. – Это тот театр, в который мы пришли молодыми, театр, которого уже давно нет. Это соприкосновение с историей театрально-декорационного искусства. Когда мы монтировали выставку, то мне пришла мысль, что от каждого театрального эскиза, живописи веет той жизнью. Время меняется, но так по-отечески тепло в этих залах. Низкий поклон всем кто участвовал в этом проекте».

«Я пришла пораньше и посмотрела выставку, – призналась на открытии педагог Школы-студии МХАТ Лидия Самойлова. – В ней столько любви к пейзажам, любви к театру. Того, что нам в этой суетной жизни так не хватает. У Алексея Дмитриевича было одно очень удивительное качество: «доброжелательная требовательность». Когда я пришла работать в Художественный театр, это было нонсенсом: назначение женщины на пост, на котором работали такие великие люди, как Шверубович и Понсов. И я подсознательно боялась встречи с Алексеем Дмитриевичем. Боялась, что он скажет: как, мол, я посмела?! Но он пришел сам, и дал мне очень хорошие советы, которыми я пользуюсь до сих пор».

Ученица Алексея Понсова, а ныне преподаватель кафедры сценографии ГИТИСа Мира Перель отметила, что ее мастер был великим русским интеллигентом. «Он учил нас взаимоотношениям друг с другом, учил, как нужно понимать театр, как нужно жить на этой земле, чтобы кем-то быть и не стать сволочью, ­– вспомнила ученица заветы мастера. – Однажды в жизни я видела Алексея Дмитриевича плачущим, когда мы прощались с Вадимом Шверубовичем. Это были слезы ученика к учителю. Поэтому я не стыжусь сказать, что когда вспоминаю своих учителей, я плачу. И хоть я очень большая девочка, иногда мне хочется сказать: «Алексей Дмитриевич, помогите!». В свое время он был крайне удивлен моим поступлением в Школу-студию МХАТ, он был крайне удивлен, что я там удержалась, так как считал, что я случайно шла мимом и впорхнула в форточку. Но когда мне нужна была помощь, он был всегда рядом. Я считаю, что вытащил меня по профессии Алексей Понсов. И когда он узнал, что я стала заведующей художественно-постановочной частью Школы-студии МХАТ, он мне позвонил и сказал: «Ну, Мирочка, ты влипла. Держись. Будешь тонуть – обращайся. И я обращалась, и именно он дал мне не утонуть».

После теплых речей гости направились на вернисаж, где представлены эскизы декораций, костюмов, примеры проекционных декораций легендарных спектаклей, оформленных Дмитрием Понсовым: «Лермонтов», «Дорога через Сокольники», «Золотая карета», «Чеховские страницы» и многие другие.

Отдельный раздел экспозиции посвящен биографии Алексея Понсова, который включает автопортрет художника, картины дома и быта. Из всех гастрольных поездок художник привозил десятки этюдов, которые впоследствии становились самостоятельными работами. На выставке так же представлены натурные пейзажи Москвы и подмосковной Свистухи. За художником закрепилось звание подлинного свидетеля эпохи, который в своих работах запечатлел уходящую натуру: Москву 1930-х, 1940-х, 1950-х, Киев 1960-х, Ригу и многие другие города, в которых довелось побывать автору.

Выставка «Чти отца своего» будет открыта для посетителей в Доме-музее А.Н. Островского до 20 сентября 2020 года.

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок