Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



В Бахрушинском музее прошла пресс-конференция по случаю открытия III Биеннале театрального искусства

11

10

9 октября 2019 года в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина состоялась пресс-конференция, посвященная открытию Ш Биеннале театрального искусства. Музей партнер и активный участник этого форума, в рамках которого пройдет фестиваль «Уроки режиссуры»  – 16 спектаклей, поставленных молодыми режиссерами.

Кроме того, состоятся мастер-классы ведущих мастеров современного театра для студентов театральных ВУЗов. Пройдет ярмарка театральной книги, встречи с авторами недавно выпущенных изданий и вручение премии «Театральный роман-2019». Также в музейных залах откроются выставки, авторы и герои которых – выдающиеся деятели театра.

Пресс-конференция собрала несколько десятков журналистов. Отвечали на их вопросы и рассказывали о проблемах профессии художественный руководитель Московского РАМТа Алексей Бородин, художественный руководитель Александринского театра в Санкт-Петербурге Валерий Фокин и художественный руководитель Детского музыкального театра им. Н.И. Сац Георгий Исаакян. Все они члены жюри фестиваля «Уроки режиссуры». В пресс-конференции также приняли участие генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов и Елена Эрикссен, директор издательства «Навона» и инициатор проведения книжного фестиваля в рамках Биеннале.

К присутствующим обратилась арт-директор Биеннале, театральный критик Марина Токарева: «Меня часто спрашивают: зачем в Москве еще один театральный фестиваль? Но «Уроки режиссуры» – событие уникальное. Это мост между поколениями, уже состоявшимися в профессии, и теми, кто только в нее приходит. Режиссура – становой хребет. Без талантливой режиссуры не только на сцене, но и в жизни, ничто не состоится. И еще ключевой момент. Фишка нашего фестиваля, его особенность – высокопрофессиональное жюри. Рядом со мной сидят его участники. Сейчас я предоставлю слово человеку, который, как никто другой, имеет право давать уроки режиссуры. В его театре всюду, во всех закоулках репетируют молодые режиссеры. И не просто репетируют, а создают выдающиеся постановки. В нашем фестивале участвуют 16 спектаклей, и два из них из РАМТа. Слово Алексею Бородину».

По мнению А.В. Бородина, фестиваль «Уроки режиссуры» важное событие театральной жизни. Сегодня обозначилась проблема разрыва поколений. Возникло некое пустое пространство. А тем временем появилось много отличных режиссеров. Особенность профессии в том, что все берут уроки друг у друга. Обязанность мэтров – открыть все двери, чтобы молодые чувствовали, что их ждут и поддерживают.

«Замечательна сама идея поиска и поддержки молодых талантливых режиссеров. Дороги все открыты и главное – выбрать правильную», – поддержал А.В. Бородина художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Кстати, в обоих театрах, помимо худруков, появились недавно молодые главные режиссеры – Николай Рощин у В. Фокина и Егор Перегудов в РАМТе. «И я очень хочу, чтобы Рощин когда-то освободил меня от моих обязанностей, – продолжал В. Фокин. – Поэтому на фестивале «Уроки режиссуры» надо учить и тому, как быть художественным руководителем театра. Это совершенно особая профессия. Она включает умение быть гибким и жестким, невероятное чувство ответственности. Ведь за тобой дело, и ты должен нести этот крест. Уникальность «Уроков режиссуры» еще и в том, что здесь впервые вообще обратили внимание на нашу профессию. Но фестиваль должен получить новое развитие. Мастер-классов, которые длятся полтора-два часа, явно недостаточно, хорошо бы осуществить более углубленные лабораторные занятия. Надо двигаться глубже и дальше», – так считает Валерий Фокин. Они также обменялись с А.В. Бородиным мнениями о том, что сейчас зачастую театрами руководят не худруки, а директора. «Интенданты» – слово, произнесенное А.В. Бородиным. И это губительная тенденция.

Художественный руководитель Детского Академического музыкального театра им. Н.И. Сац Георгий Исаакян отметил, что на пространстве музыкальных театров как раз разрыва поколений нет. Молодые имена встречаются не реже тех, что давно известны. И если раньше можно было только мечтать о том, чтобы к 50-ти годам получить самостоятельную постановку, то теперь куда более молодые люди и ставят, и руководят театрами. Существует музыкальный театральный фестиваль «Видеть музыку», в нем участвуют более сорока спектаклей, Г.Г. Исаакян один из его руководителей. По его словам, «он дает возможность познакомиться с отечественным музыкальным театром от Хабаровска до Калининграда». Что же касается фестиваля «Уроки режиссуры», у него, по мнению Г. Исаакяна, особая миссия. Его название созвучно фразе «Уроки жизни».

Директор издательства «Навона» Елена Эрикссен рассказала о литературной и издательской программе Биеннале театрального искусства, об издании редких книг о театре, которые составят библиотеку Биеннале. Она – автор замечательного начинания: 12 октября в Бахрушинском музее уже второй год подряд откроется ярмарка книг о театре. В ней примут участие более 17 издательств. В разгаре подготовка к вручению уникальной книжной премии «Театральный роман-2019». Она состоится 10 декабря нынешнего года.

«Для нас сотрудничество с фестивалем «Уроки режиссуры» очень важная составляющая нашего музейного бытия, – так начал свое выступление на пресс-конференции генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. – Сегодня музей больше, чем музей, – продолжил он. – Это центр культуры, просветительский активный участник современного театрального процесса, диалога с театральными деятелями. Наша главная задача – сохранение наследия, памяти о людях театра и о событиях, которые создавались этими людьми. Артефакты и люди. Лидеры процесса и молодежь. Художники, актеры, режиссеры и простые служители театра. Рассказ о них – главная миссия музея. В рамках работы, партнерства и дружбы с фестивалем «Уроки режиссуры», в рамках более обширной программы Биеннале театрального искусства вместе мы создаем новые пласты взаимодействия с аудиторией. Это спектакли, мастер-классы, встречи, диалоги, адресованные молодежи. В разговорах с мэтрами режиссуры молодые могут определить для себя важные позиции в жизни и в искусстве. Также подготовлена серия выставочных проектов. В этом году их четыре. Два посвящены современным лидерам театрального процесса. Это Степан Загробян, замечательный художник, главный художник Ростовского драматического театра и старейшина цеха сценографов Т.И. Сельвинская. Также по программе поддержки людей театра, которые работают в регионах России, состоится выставка саратовских театральных художников. И уже сегодня мы открываем экспозицию «Первые сюжеты. Лица русской сцены на рубеже тысячелетий» – актерские портреты. Я бы назвал эту выставку «Дорогие и любимые портреты». Потому что люди на них всем вам хорошо известные и всеми нами очень любимые. Благодаря таланту, энергии, они во многом определяют наше время, наше самочувствие, наши чувства и эмоции. Эта выставка – поклон замечательной плеяде артистов российского театра. Я искренне благодарен всем нашим друзьям и партнерам за то, что мы вместе создаем такие замечательные проекты».

Среди партнеров и организаторов Ш Биеннале театрального искусства, помимо ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Фонд президентских грантов и компания РЖД. Благодаря им, финалисты конкурса молодых режиссеров получат гранты на будущие постановки. Это также один из ключевых моментов Биеннале и фестиваля «Уроки режиссуры».

Галина Фадеева

Фото: Александра Авдеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок