Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Репортаж с открытия выставки «Заговор «не таких»

01

12

30 ноября 2018 года в Главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка «Заговор «не таких». Её автор выдающийся художник-сценограф Марина Цолаковна Азизян. Её имя связано и с кинематографом. Ученица Николая Павловича Акимова, она оформила множество театральных постановок и художественных фильмов, в течение 30 лет сотрудничала с киностудией «Ленфильм». Вот уже три года Марина Азизян работает с режиссёром Андреем Хржановским над сложносочинённым фильмом «Заговор «не таких» (сценарий Юрия Арабова), отсюда и название выставки. Это коллаж из музыки, литературы и живописи. В основе будущей ленты повесть Н.В. Гоголя «Нос» и музыка Д.Д. Шостаковича, написанная им в 1930 году для одноимённой оперы, которая сразу же была запрещена. И ещё около сорока лет назад режиссёр получил разрешение композитора использовать эту музыку в кино.  В картине авторы обращаются к трагической истории русского авангардного театра начала XX века, которая по прошествии многих десятков лет становится лишь актуальней. И кроме гоголевских персонажей, майора Ковалёва и ожившего и очеловечивавшегося Носа («Нос в профиль», «Нос в анфас», «Нос в соборе», «Нос молится», –  это названия работ Марины Азизян) в будущем фильме мы также увидим самого Гоголя, Шостаковича, Мейерхольда, Пушкина, а ещё дразнилок и других невероятных героев: «Гоголь, Шостакович и Мейерхольд на ярмарке», «Мейерхольд на Марсовом поле», «Шостакович в гостях у Булгакова», «Шостакович и дразнилки в кепи». Марина Азизян создала сотни эскизов к будущей картине.

«Тут очень много в сценарии сюжетов, – рассказала на вернисаже художник. – Что я хочу объяснить, я ничего не придумывала. Гоголь для меня непостижим. Я всем очень советую прочитать воспоминания Аксакова о Гоголе, они потрясающие. Аксаков рассказывает: он был мерзляк, Гоголь. И с детства любил переодеваться, то девочкой наряжался, то мальчиком, Бог знает чем. И он мёрз в Петербурге, мёрз в Москве.  Он надевал на сапоги высокие шерстяные носки, сверху медвежьи сапоги. Он сидел в камзоле фланелевом, сверху ещё что-то было надето, пёстрый огромный шарф. А на голове малиновый кокошник, шитый золотом». Одна из работ на выставке так и называется «Гоголь на ярмарке примеряет кокошник». Только невероятно талантливый художник может быть соразмерен в своём творчестве литературе Гоголя и музыке Шостаковича.

«Главная радость – это радость человеческого и творческого общения с удивительным человеком, –  приветствуя художника и гостей вернисажа, сказал Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. –  Какая яркая, многогранная, ни на кого не похожая личность. Марина Цолаковна может неожиданно поставить тебя в некое замешательство, предлагая парадоксы восприятия событий и явлений. В её работах  соединяется при яркой внешней форме глубокий, часто иронический, иногда даже саркастический взгляд на сюжет. И при этом глубокие лирические чувства и ощущение сопричастности героям. Это кажется, что она подвергает их иронии и смеху. Жалость и сострадание к ним говорят о её душевной широте человеческой и о потрясающе талантливом взгляде художника на окружающую действительность и на  человека.

Это жизнь наших предшественников, людей, которые прошли через очень большие серьёзные испытания российской истории, –  продолжал Дмитрий Родионов. – Испытания не закончились, они продолжаются.  И то, как мы оцениваем и сопереживаем судьбам людей, наверное, и есть та самая соединённость во времени. Всё существует сейчас. Марина Цолаковна, спасибо за то, что вы нас объединяете во времени и пространстве с потрясающими людьми. Это возможно только когда человек так остро, тонко и мощно воспринимает людей и время. Желание жить, не смотря ни на что и вопреки обстоятельствам, созвучно выставке Марины Азизян.
У нас доверие полное. Я не осмелился бы даже спросить: Марина Цолаковна, а что вы нам привезёте? Что привезёте, мы всё покажем с радостью. Мне кажется, это грандиозное художественное событие для Москвы.
Я благодарю Марину Цолаковну за доверие. Не смею сказать: за любовь к нам».
«Любовь, любовь», – произнесла стоящая рядом с Дмитрием Родионовым Марина Азизян.

Под потолком выставочного зала, где расположилась выставка, висят самолётики. Это ещё одна замечательная фантазия художника. На борту каждого надпись: это всё имена деятелей отечественной культуры, творчество которых, да и они сами, в разное  время были подвергнуты репрессиям: Зощенко, Бабель, Ахматова, Шнитке, Булгаков, Шостакович, Гоголь,  Хармс, Мейерхольд. И это лишь «короткий» список. Эти самолётики словно бы салютуют своим героям и всем нам, пришедшим на выставку Марины Азизян.

Второй зал с работами М.Ц. Азизян посвящён ещё одному подцензурному произведению Д.Д. Шостаковича, которое называется «Антиформалистический раёк». Он начал работать над ним в 1948 году после постановления ЦК КПСС «Об опере Мурадели «Великая дружба». Шостакович тогда оказался второй мишенью этого будто бы разоблачительного постановления. Работа продолжалась 20 лет, причём композитор выступил не только автором музыки, но и либретто: сценическая кантата для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано на тексты самого композитора. Этот феноменальный образец политической сатиры впервые был исполнен при участии М. Ростроповича в Вашингтоне в 1989 году, уже после смерти Д.Д. Шостаковича. Тут Марина Азизян дала волю своей мощной художественной энергии, вернувшись в 30-е. В 1936 году в «Правде» была напечатана статья «Сумбур, вместо музыки», посвящённая опере Д. Шостаковича «Катерина Измайлова». Над залом реет лозунгом цитата из Шостаковича, красным: «Сюиты, сюитки, сонатки мои. Развесёлые квартетики, кантатки мои». И рядом чёрным: «Но нужно помнить всегда. Бдительность, бдительность всегда, везде Постоянно всюду бди, ничего не говори!». И тут уже чистая фантасмагория. Среди героев рисунков сам Сталин и все члены его Политбюро. Также Михаил Булгаков, художник вспомнила знаменитый шуточный рассказ писателя о том, как его неодетого и босого привозят к вождю. И милостивый вождь заставляет своих соратников отдать бедному Булгакову сапоги. Затем будто бы дружба Булгакова со Сталиным. На рисунке, подражающем лубку, они, играют на биллиарде, надпись: «Где дружба, там любовь». Под другой надписью «Помни обо мне» Сталин и Булгаков с картами в руках. Ещё один юмористический булгаковский рассказ, о том, как Политбюро принимало решение об опере «Катерина Измайлова». Тут же мы видим рисунки: «Каганович послушный», «Микоян подобострастный», «Жданов Трибун», а также Двойкин – Жданов и Тройкин – Шепилов. Всё  как у Шостаковича. Художник в невероятно смешной форме сумела воскресить трагические эпизоды страшного времени. Смех может быть самым сильным наказанием и возмездием.

На вернисаже также приветствовали М.Ц. Азизян её коллеги: академик, народный художник РФ Борис Мессерер, народный художник, главный редактор журнала «Наше наследие» Александр Рюмин, кинорежиссёр Юрий Файт. Собрание Бахрушинского музея  хранит немало театральных и кино-работ Марины Азизян. С частью из них можно сейчас познакомиться на проходящей в музее выставке «От Мартироса Сарьяна до Владимира Мартиросова».

Текст: Галина Фадеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок