Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Выставка – исследование театрального искусства Дагестана

14

04

8 апреля 2017 г. в Главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась ретроспективная выставка произведений художников Дагестана за период с 1930-х годов  по настоящее время. Экспозиция собрала работы из фондов Дагестанского объединённого исторического и архитектурного музея им. Тахо-Годи, музея истории театров Дагестана, Бахрушинского музея и авторских коллекций. Она готовилась давно и стала самым полным на сегодняшний день исследованием искусства сценографии 12-ти национальных театров республики. Кураторам удалось найти работы практически всех художников, принимавших участие в постановках спектаклей на протяжении девяноста лет: около 150 эскизов декораций и костюмов (живопись, графика, коллаж), несколько макетов и 90 афиш и плакатов. Среди них есть раритеты, сохранившиеся в единственном экземпляре, представлены забытые имена и канувшие в Лету спектакли. Зачастую лишь афиша остаётся документом, по которому можно судить о творчестве художника и оформленном им спектакле. Все работы отличает особый национальный колорит, выразительные орнаменты и шрифты, многоцветье.

«Мы с нашими дагестанскими коллегами, готовя выставку, соединили наши коллекции, чтобы представить здесь как можно более полную панораму театрального искусства Дагестана», – отметил генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. Он напомнил, что академик Вавилов в свое время говорил о Дагестане как о месте, где впервые на планете Земля человеческая цивилизация создала зерновые культуры. То есть речь идёт о благословенной земле, где люди создавали не только культуру своего народа, но и общемировую цивилизацию. «Это удивительное место, где на небольшом кусочке земли живёт столько замечательных народов, – продолжал Дмитрий Родионов. – Живут давно,  хорошо, иногда трудно. Яркий, показательный пример того, как разные культуры могут сосуществовать вместе и как происходит взаимодействие между ними». По мнению Дмитрия Родионова, одна из главных тем этой выставки – взаимопроникновение и соединение культур, в частности, российского театра и первых профессиональных театров Дагестана, которые возникли в 20-е – 30-е годы прошлого века.

В экспозиции собраны произведения 45 художников Дагестана. Если начинали здесь в 30-е годы ХХ века приглашённые русские сценографы Валерий Горский, Дмитрий Давыдов, Ирина Афонина, то с 1970-х гг. в театры приходят национальные авторы, художники-станковисты Камиль Мурзабеков, Эдуард Путерброт, а позднее Ибрагим-Халил Супьянов, Юрий Августович, Абдулзагир Мусаев. Современная сценография представлена работами молодого художника Ютты Роттэ, успешно работающей и в российских театрах, Магомеда Моллакаева – дизайнера, выполняющего заказы для Русского театра, а также Веры Агошкиной, известного модельера, которая активно работает в последнее время с Русским, Лакским и Аварским театрами в области сценического костюма.

«Если пойти по часовой стрелке по этому залу, можно увидеть всю историю развития Дагестанского театра, от первых спектаклей до сегодняшнего дня. И она представлена замечательными художниками, – считает Дмитрий Родионов. – Мы не так много делали выставок в нашем музее, посвящённых дагестанскому театру, но могу похвастаться, что одной из самых ярких была персональная выставка Ибрагима-Халила Супьянова, потрясающего художника, работы которого есть и здесь. Удивительно яркое выразительное искусство, философское, образное, талантливое. Эти качества, мне кажется, соединяют все представленные здесь работы. И конечно, замечательная лента, которая обрамляет залы – афиши и плакаты. В них и история самих театров, и история развития художественного поиска, визуального стиля каждого из них. Это своеобразная  энциклопедия. Чтобы сделать полную энциклопедию, надо еще 10 – 15 таких залов. И в этом удивительная, с одной стороны, эмоциональная насыщенность выставки, а с другой стороны, очень точная исторически и хронологически выверенная история развития дагестанских театров.

Я считаю эту выставку одной из самых важных для нас. Я ещё раз благодарю всех наших сотрудников, коллег из дагестанских музеев. Мы вместе создавали экспозицию, которая, я надеюсь, даст возможность открыть то, что многие еще не знают. Мы говорим часто о едином культурном пространстве. Его невозможно создать, если мы не будем знать, где и что происходит, как развивается театр, какие художники появляются. Взаимопроникновение различных художественных школ, основанных на разных, но очень важных национальных фундаментах, наверное, еще одна из важнейших миссий этой выставки».

«Большой гастролью», выступая на вернисаже, назвала выставку театральных художников из Дагестана её куратор Джамиля Арслангереевна Дагирова, заместитель генерального директора по научной работе Дагестанского государственного объединенного историко-архитектурного музея им. А.Тахо-Годи. Она рассказала, как в дагестанском музее создавалась экспозиция, посвящённая национальной сценографии. Когда работа была закончена, подумалось, почему бы не предложить ГЦТМ им. А.А. Бахрушина сделать совместную выставку.

«Я написала письмо на имя директора музея, и ответ был мгновенный и положительный. Мы стали готовиться. И вот результат нашей почти полуторагодовой работы.  Здесь представлены все ведущие художники, можно познакомится со сложившемся стилем дагестанского театрального искусства, познакомиться с историей театра, историей постановок, узнать, чем живет театр, какая драматургия превалирует, что за постановочная политика у наших театров.

Нам очень понравилось с вами работать. Просто сказка. Можно только мечтать о таком понимании и профессионализме коллег. Здесь наш общий труд и совместный результат».

Куратор выставки, заведующая Музеем истории театров Дагестана Лилия Джамалутдинова рассказала, что московской экспозиции предшествовала большая и важная работа в республике: «Музей истории театров Дагестана принял участие в благотворительной акции «Сохраним историю российских театров», которую проводил Бахрушинский музей. Дагестанцы тогда подарили главному театральному музею России 85 эскизов декораций и костюмов».

Светлана Джафарова, куратор легендарной выставки «Прорыв», проходившей в Бахрушинском музее в конце 2015 – начале 2016 года и  посвящённой русскому театрально-декорационному искусству с 70-х годов ХIХ века и до середины 30-х ХХ века

также выступила на вернисаже. «Эту выставку действительно можно рассматривать как следствие «Прорыва». Она также панорамная и эволюционная. Очень интересно наблюдать, как с 30-х годов прошлого века движется эта история, как в 70-е годы приходят на сцену в дагестанских театрах национальные кадры. Мы видим, как это отражается в афишах и эскизах декораций, как национальный материал делает выразительной каждую работу. Нам это интересно. Ретроспективные панорамные, выставки – сейчас знамение времени. Раньше каждый год мы видели на Всесоюзной выставке в Манеже, что происходит и в Дагестане и в других республиках. Сейчас это  утеряно. А  в этом зале словно бы восстанавливаются связи. Это очень важно».

Самым  запоминающимся было выступление на вернисаже 91-летней художницы Клары

Власовой. Кураторы назвали её «нашей невесткой», так как она замужем за известным Дагестанским художником и много работала в Республике. Также выступили художники

Магомед Кажлаев, Магомед Моллакаев, Джавгар Супьянова, Андрей Забажанов.

В завершение вернисажа Бахрушинский музей с благодарностью принял в дар работы художника Андрея Забажанова.

Текст: Галина Фадеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок