Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Зал «Кабинет А.А. Бахрушина»

Кабинет Алексея Александровича Бахрушина, тесно заставленный множеством предметов и плотно увешанный картинами, представляет общеевропейские декоративные тенденции стиля findesiècle /букв.конец века. Употребляется в значении: Серебряный век /1890–1910/.

Экспозиция зала посвящена создателю музея –А.А.Бахрушину и его обширной, уникальной коллекции,призванной сохранить быстротечное искусство сцены.

В центре зала расположен письменный стол хозяина усадьбы. Только обычные счеты напоминают о том, что Бахрушины – это династия купцов, промышленников.Все остальные экспонаты, расположенные на письменном столе, говорят об увлечённости А.А. Бахрушина театром, о том, что коллекция – это, по его собственному определению, дело всей его жизни.

Здесь и пресс-папье для промоканиянаписанного чернилами текста, принадлежавшее корифею русской сцены, актёру Малого театра М.С. Щепкину, и перекидной календарь ученицы и последовательницы М.С. Щепкина, актрисы Г.Н. Федотовой, и бронзовые статуэтки балерин: неизвестная танцовщица стиля модерн, С. Фёдорова и А. Павлова.

Понимая, что для коллекционера нет незначительных предметов, А.А. Бахрушин собрал большую коллекцию балетных туфелек /обязательно тех, в которых балерина уже танцевала/. Балетное искусство – его особая страсть, поэтому есть карикатура, на которой Бахрушин изображён в балетной пачке и туфельках. Однако даже несколько туфелек в витрине, «представляющих» бахрушинскую коллекцию, и слепок с ножки балерины Марии Тальони рассказывают о том, как процесс уплотнения носочка балетной туфельки совершенствовал технику танца и открывал новые творческие горизонты.

Достойна внимания и представляемая часть коллекции зрительских трубочек и театральных биноклей, предназначенных для тех, кто располагался по другую сторону рампы.Некоторые из этих трубочек имеют свой секрет: полую часть, которая окольцовывает оптическое устройство. В эту трубочку-флакончик можно было всыпать специальную нюхательную соль – для того, чтобы привести зрительницу в чувство в случае, если на сцене происходило что-либо особенно волнующее или же вызвать слёзы, если зрительница хотела показать, что она сочувствует сценическим героям.

Фрагмент экспозиции, расположенный над витриной с балетными туфельками, посвящён персоналиям артистов балета. В центре – портреты балерин Е.Сапковской и Е.Телешевой, рядом изображение всемирно известной итальянской балерины М.Тальони, первой поднявшейся на кончики пальцев, открывшей романтическую тему в балете. Портрет мальчика, Ж.Петипа /«Танцемания»/,представителя просвещённой династии артистов балета и балетмейстеров, вводит нас в мир танца, которому начинают служить с детства и отдают всю свою жизнь, как сделал это знаменитый МариусПетипа, постановщик первых балетов на музыку П.И. Чайковского.

Портреты актёров, составивших славу русской сцены, представлены на экспозиции в работах выдающихся художников:Ореста Кипренского – портреты С.Ф. Мочалова и Н.С. Семёновой в роли Сивиллы Дельфийской;Карла Брюллова – портрет Е.Семёновой;Ильи Репина – портрет Н.В. Самойлова;Савелия Сорина – портрет Т.Карсавиной в роли Сильфиды.

С портрета К. Маковского на нас смотрит хозяйка этого дома – В.В. Бахрушина. Выйдя в юные годы замуж за создателя театрального музея, Вера Васильевна вносила в дело пополнения и совершенствования коллекции свой весомый вклад. То же можно сказать и о молодом поколении Бахрушиных Юрии и Кире.

Эскиз художника А.Роллера к опере М.Глинки «Руслан и Людмила» позволяет нам хотя бы отчасти стать зрителями первой постановки этой оперы в 1842 г.Ещё одно напоминание о разнообразии и оригинальности нашего мемориально-вещевого фонда – табакерка с изображением И.А. Крылова, его перо, которым, по преданию, Иван Андреевич написал свою знаменитую басню «Ворона и лисица».

Большой фрагмент экспозиции зала наполнен экспонатами отдела фото-негативных документов: это фотопортреты выдающихся деятелей русской сцены с автографами. В них слова благодарности, любви, признательности в адрес А.А. Бахрушина – «рыцаря театра», посвятившего жизнь делу увековечивания сценического искусства, подарившего свой музей России.

Кабинет

 

 

 

 

 

 

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок