Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Тематическая экскурсия «Творчество М.С. Щепкина в контексте русской культуры»

Дом-музей М.С. Щепкина



Щепкин  – центральная фигура в истории русской культуры, великий актер, реформатор сценического искусства, блестящий педагог, интерпретатор великой драматургии, актер-гражданин. Щепкин – как начало самобытной национальной российской актерской школы. Судьба Щепкина – пример рождения свободного человека, интеллигента, осмысляющего судьбу своей страны, миссию театра, актера – как воспитателя поколения, как школу этического, интеллектуального и эстетического просвещения. Он творит в эпоху перехода от “юности русской культуры (Ю.М.Лотман) к ее “золотому веку.  Судьба Щепкина тесно связана с лучшими именами русской культуры 20-60-х годов Х1Х столетия: с творчеством Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Островского, Сухово-Кобылина, Аксакова, Грановского, Белинского и т.п. Щепкин включается в процесс формирования нового реалистического  художественного мышления, становится его лидером на сцене, руководителем целого поколения актеров: П.Садовского, С.Шумского, И.Самарина, Г.Федотовой и многих других, которые продолжили дело  Щепкина.

Реалистическая драма подсказывала новый тип спектакля, способ организации отдельных художественных элементов, вызывала к жизни своего актёра, хорошо знающего жизнь, – человека с лицом не героическим, а обыкновенного гражданина из уличной толпы.   Этот актер выстраивал новые отношения с литературным персонажем; рождался принципиально иной метод создания сценического образа, основанного на наблюдениях жизненного материала: метод перевоплощения и сценического переживания. Реалистический художник шел к воплощению на сцене целостного образа, с чертами социальной и исторической достоверности, бытовой характерности и индивидуальной психофизики. Реалистический репертуар потребовал от актера изучения пьесы целиком, ибо драматургия отказывалась от монологического мышления. И потому каждый герой становился важным смысловым звеном, самоценной личностью, связанной с другими персонажами и окружающей средой. Заканчивалась романтическая эпоха, и на смену спектаклю, в центре которого был актёр-лидер, приходит мечта о театре коллективного мышления. Именно в это время рождается идея “театра ансамбля”, а новый сценический язык определяет вектор движения к театру единого стиля. Первооткрывателем этого нового сценического языка  стал Михаил Семенович Щепкин.

Щепкин творит в сложный, кризисный период в истории нашей страны: поражение декабристов, усиление политического давления на свободное творчество, цензурный террор, мрачное семилетие, поражение России в Крымской войне, крах идеологии “православие, самодержавие, народность”, а затем – подготовка реформ, надежды на творческую свободу и т.д. В эпоху утверждения оптимистического миросозерцания (П.А.Марков о мелодраме и водевиле), и во времена  квасного патриотизма, великий актер говорил со зрителем о самом важном – о счастье и смерти, свободе и одиночестве, разбитых надеждах потерянного поколения и ответственности, о маленьком человеке, об униженных и оскорбленных.  По большому счету – все это темы травматические для большой части современного зрителя (вне зависимости – отрефлексированы ли они)  и  почти табуированные тогда. Но в эпохи застоя и нарушения  права художника на самостоятельное высказывания протестный голос искусства усиливал свое звучание и влияние, воздействуя на зрителя, как говорил крупнейший критик П.А. Марков, “внеэстетическими струями”. Понимая, какая сила, часто скрытая, нутряная, кроется в театральном искусстве, власть всегда следила за его жизнью  пристально и пристрастно.

В эпоху, утвердившую в основе репертуара водевиль и мелодраму (и историческая драма, и пьесы Шекспира, Шиллера игрались чаще всего как мелодрамы), когда серьезная драматургия входила в театр сложно, особое значение приобретала личность сценического художника. Примитивность литературного материала заполнялась глубиной мысли и силой переживания самого творца; пустая или наивная пьеса часто является лишь толчком для создания оригинального актерского образа. Так Щепкин в роли Матроса в одноименной мелодраме Соважа и Делюрье, сумевший вложить в этот схематичный драматургический материал свое человеческое обаяние, душевную тонкость, силу страдания, заставлял рыдать на спектакле весь зрительный зал. Актер, выражая полноту масштаба своей индивидуальности, в творчестве воплощает свое отношение к жизни, свое мироощущение. И потому каждый великий художник воздействует на зрителя  силой своей личности. Актер  в творческие годы Щепкина приобретал такое значения  в повседневной жизни современников, что  на него смотрели  серьезно и с   надеждой, к нему обращались взгляды лучших людей этой эпохи. От него ждали откровений.

Щепкин – как великий актер встал во главе московской театральной культуры,  протагонистом Малого театра, прослужив ему почти 40 лет и заложив основы театра будущего.

“Щепкин и Мочалов, без сомнения два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжение тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам  на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой веру в будущность России”, – писал А.И. Герцен.

Продолжительность – 45 минут.

Вернуться к списку экскурсий
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок