Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Тематическая экскурсия «А.С.Грибоедов. Пьеса «Горе от ума», ее не проходящая актуальность в культуре России. Сценическая история пьесы в 19-20 вв»

Дом-музей М.С. Щепкина



Судьба Грибоедова и его пьесы. Цензурные запреты. Первые спектакли. Критические статьи, посвященные пьесе и спектаклям 19 века

“Горе от ума” – пьеса, с которой начинается золотой век отечественной словесности. Ю.Н.Тынянов назвал ее “прологом русской литературы”.

Прошло уже более 180 лет, как пьеса впервые была поставлена в российском театре и до сих пор она не сходит с подмостков. В чем причина столь устойчивой популярности этого произведения? В чем современность, бессмертие этой пьесы? Если говорить коротко и современным языком, то  “Горе от ума” – это, в определенном смысле, мифологема российской истории. Эта пьеса о об инакомыслии, о вечном российском конфликте “массы” и свободно мыслящего, независимого одинокого интеллигента, интеллектуала, человека чести, достоинства, человека, способного мужественно говорить правду вслух.

Так вот — герой либеральных и гуманистических ценностей противостоит у Грибоедова невежеству и хамству большинства – обывательской толпе.  Да и вся пьеса, говорил Ап.Григорьев, есть комедия о хамстве – в библейском смысле, разумеется: ведь эта светская толпа обнажит, унизит, опорочит Чацкого. Эта пьеса о страшной болезни нашего общества, пронизывающей его сверху донизу, – болезни морального лакейства. И драматизм этой ситуации заключается в том, что российский интеллигент–нонконформист становится у нас лишним человеком, человеком или выкинутым на обочину жизни, или признанным сумасшедшим, или …. Так вот Чацкий противостоит сплоченному молчаливому большинству с его холуйскими ценностями комфортной сытой жизни, в которой, собственно, нет ничего плохого, наоборот. Страшно, что  для достижения этой цели – все дозволено, все средства хороши (не забудем в этом контексте пьесу “Тени” Салтыкова-Щедрина). Страх же разрушения  устойчивого порядка, сложившихся идеалов, ориентиров и ценностей этого лакейского мира,  часто превращает наше общество – в агрессивное большинство. И тогда беда… Чужака сожрут, перемелют в мясорубке, выбросят за ненадобностью, как идиота, который влез “в чужой монастырь со своим уставом”. И герой побежит: ведь никого вокруг нет, ни одного здравомыслящего человека, ни одной близкой души. Не трусливо побежит, нет, не со страху. Он решительно бежит из этого холуйского мира, потому что здесь смерть, здесь не выжить – затянет в болото. Может он станет русским философом, может писателем, а может эмигрантом… Чацкий порвет с этим кланом навсегда: он сильный и смелый. А мы останемся и будем принимать мир таким, какой он есть; мы очень скоро расстанемся с романтическими иллюзиями (кто повзрослел, тот поправел, сказал когда-то Е.Евтушенко), поверив, что мир изменить нельзя, и от нас ничего не зависит. И потому следует идти на компромиссы. Так и родится наш конформизм. В какой-то мере мы – Репетиловы, всегда готовые к перемене: сегодня быть в модной (или нужной) либеральной тусовке, а завтра в тусовке консервативной, сегодня высоко держать знамя  атеизма, а завтра стать агрессивным заступником веры, может даже  возглавить религиозные дружины и т.д.

Не случайно еще историк Н.И.Костомаров говорил студентам университета: “Вы, господа, начинаете свое поприще Репетиловыми, а окончите его Расплюевыми”. В его словах было прозорливое предостережение. Зловещая фигура Расплюева постепенно выдвигалась на историческую авансцену и угрожала гуманистическим ценностям.

Ведь Расплюев – человек без морали и принципов, трусливый циник, мелкий уголовник; он будет служить кому угодно, любому режиму, лишь бы платили. Для собственной выгоды – чтобы угодить хозяину, он предаст и оболжет любого. В трилогии Сухово-Кобылина эволюция Расплюева, его трансформация  логична и обоснована. В “Свадьбе…” Расплюев совсем не “водевильный дурак”, он – партнер Кречинского, хотя, конечно, шваль и мелочь.  Но в “Смерти…” – этот мошенник без биографии и фамилии, человек без чести становится хранителем закона, полицейским: он известная социальная особь – оборотень. Зависть, оскорбленное самолюбие, амбиции, стремление маленького человека к власти-сытости-комфорту делают его торжествующим хамом; при всей ничтожности чина (квартальный надзиратель) холуй превращается в хозяина жизни. Это кульминация жизни Расплюева, апофеоз! Тупость, жестокость, фантасмагория российской действительности символически слились воедино в образе Расплюева. Абсурд беззакония делает его главным законником системы. И вот он уже готов всю Россию засадить за решетку, призвать к ответу! На наших глазах ничтожество и трус вырастает в громадную фигуру, эдакую “прорву”, готовую поглотить мир. Согласимся, насколько в социальном смысле Расплюев страшнее не только Репетилова, но и генералиссимуса Хлестакова – у полицейского аппетит другой. Хотя и Расплюев, как воздушный шарик, может сдуться так же быстро, что и Хлестаков. Фантом, мираж… И все же – их сила  в безликости, в цинизме беспринципности, и потому подобные особи так же быстро опять воскресают. Персонаж Сухово-Кобылина, безусловно –  ничтожный винтик мощного механизма, но и символ агрессивного могущества полицейского государства, маленький человек, у которого огромная историческая перспектива. И драматург дает тончайший анализ психики и социального поведения “маленького человека” в обществе тотального страха: “…меня дрожать будут! Раболепствовать будут!”

Где уж тут до положительного героя. Он лишний.

Сценическая история пьесы Грибоедова в Х1Х в.: от Щепкина до Ленского  в роли Фамусова; от Мочалова до Ленского в роли Чацкого.

“Горе от ума” в режиссерском театре ХХ в.: спектакль МХТ (1906г.) спектакль Мейерхольда в ГОСТИМе (1928г.), спектакль Товстоногова в БДТ (1962г.), спектакль Малого театра (1975г.), театра Сатиры (1976г.), Малого театра (2000 г., реж. С.Женовач).

Продолжительность – 45 минут.

Вернуться к списку экскурсий
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок