Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Репортаж с открытия выставки «Итоги сезона. 55»

15 апреля 2019 года в Главном доме ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка «Итоги сезона № 55. Выход художников». Это поистине грандиозный проект, в этом году в нём приняли участие более 80-ти сценографов, их работы – реальная панорама театральной жизни страны последнего года, они представляют десятки премьер в самых разных городах. Экспозиция заняла несколько выставочных залов Главного здания музея, а также Каретный сарай. Макеты, эскизы костюмов и декораций, театральные выгородки. Зрителям представлены все этапы создания художественного оформления спектакля: из мастерской художника можно попасть на сцену и в закулисье, а затем словно бы увидеть декорации из зрительного зала. К выставке издан подробный каталог. Цифра «55» в её названии означает, что итоги театрально-художественного сезона подводятся уже в 55-й раз. Первая такая выставка прошла в 1964, и с тех пор ни один год не был пропущен. У такой давней традиции, конечно, не может не быть своих взлётов, открытий и катастроф. Так, например, именно на «Итогах сезона» в 60-е впервые выставился в Москве тогда киевский художник-сценограф Давид Боровский. А в марте 2004-го, когда случился знаменитый пожар, разрушивший Манеж, там как раз подводили «Итоги сезона – 40». Ежегодные выставки художников театра проводились в старом ВТО на Пушкинской площади, Большом и Новом Манежах, в других залах. В последние годы они прочно заняли своё место в весеннем расписании Театрального музея им. А.А. Бахрушина.

Вернисаж оказался невероятно многолюдным. Чтобы внимательно рассмотреть представленные работы, обязательно надо прийти сюда ещё раз. Собравшихся приветствовал Генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов. Он подчеркнул, что именно к этой выставке была завершена реставрация парадного входа старинного Бахрушинского особняка. «Вы первые, кто видит эту красоту. И это – первая реставрация музея за 125 лет, – сказал Дмитрий Родионов. – Мне кажется, – продолжал он, – что наше отношение к художникам выражает эта громадная работа, которую мы старались сделать как можно более качественно как раз к «Итогам». Для нас это тоже своеобразный итог. Мы переживаем за судьбу своего дома также, как вы переживаете за судьбы отечественного театра». По мнению Д. Родионова, поразительное отличие цеха художников театра от остальных в том, что они вместе. В то время, когда все активно обсуждают то объединения, то разъединения. А театральные художники собираются и вместе обсуждают итоги, делятся замыслами и опытом. «Замечательно, это колоссальный пример для театрального сообщества всей нашей большой страны. За что я вам говорю искреннее спасибо от поклонников и служителей театра».

Далее Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов поздравил Народного художника РФ, главного художника РАМТа Станислава Бенедиктова с недавним вручением ему ордена Дружбы народов. А также от имени музея передал поздравительный адрес народному художнику РФ Сергею Бархину, зачитав из него несколько фраз: «Дорогой, Сергей Михайлович, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина выражает Вам благодарность за передачу богатого наследия, раскрывающего Вашу выдающуюся творческую деятельность в области российского театра. 35 макетов, выполненных по вашим эскизам к театральным постановкам. Эскизы к фильму «Лев с седой бородой». Чертежи различных зданий. Эскизы иллюстраций к книгам Вийона, Рембо. Это всё Вы щедро подарили нашему музею». В заключение Дмитрий Родионов поблагодарил всех, кто участвовал в создании экспозиции. «Я благодарю команду, которая готовила этот проект, – сказал он. – В нём есть своя драматургия, логистика, и собственные тайны и загадки. Если вы внимательно походите по этому пространству, то увидите много потаенных уголков, которые покажут вам необычные явления театрального мира. Я желаю вам этих открытий».

Экспозиция выставки «Итоги сезона. 55» замечательна ещё и тем, что она включила не только то, что зритель видит на сцене, словом, парадные произведения художников театра. Зачастую она представляет и процесс работы, от замысла к результату. Кураторы назвали это «выходом в мастерскую», они утверждают, что именно эта «зона» – черновые эскизы, зарисовки, пробы фактур, – содержит самую большую тайну и наиболее точно рассказывает о процессе создания спектакля. Поэтому всё это является столь же ценными экспонатами, как и готовые работы.

«Когда я пришла работать в ВТО, была 25-я выставка, – вспомнила заведующая кабинетом сценографии СТД, куратор выставки «Итоги сезона. 55» Инна Мирзоян. –Прошло 30 лет, и я хочу сказать, что в самой первой выставке участвовало 33 художника. Два из них перед вами: Бархин и Мессерер. Бархина не пускали, потому что он очень левый, очень авангардный. Эта же выставка представляет огромное количество художников, более 80-ти. И мне казалось, что её куратором также обязательно должен быть художник. И вот я хочу представить художника этой выставки, молодого художника Ваню Боуден и её ассистента Марию Мелешко». Ваня оказалась прекрасной молодой девушкой. «Эта работа стала для меня удивительной возможностью познакомиться лично с таким объёмом разнообразных, совершенно разных поколений творцов, – сказала она. – Для меня это уникальный опыт. Он был сложный и совершенно новый. Я не ожидала, что будет именно так. Но мне кажется, что получился удивительный результат. Эта выставка – приглашение к тому, чтобы увидеть разное: и молодое поколение, и наших мастеров. И я очень рада, что получилось это всё вместить и вам презентовать. И сделать из этого некое путешествие, показать выход художника в разные зоны».

Конечно же, слово на вернисаже было предоставлено мэтрам сценографии.

Академик РАХ, народный художник РФ Борис Мессерер:

«Дорогие друзья, хочу вас поздравить и сказать, что 55 лет тому назад я был участником самой первой выставки «Итоги сезона». Я всегда говорю о том, что итоги сезона – правильная характеристика. Это выставка по делу. И поэтому мы так ей радуемся. Вы видите, сколько здесь людей. Это совершенно несравнимо с тем, что было в стенах старого ВТО на Пушкинской площади. Огромная экспозиция, продуманная, замечательная, глаза разбегаются. Не знаешь, на что смотреть. И хочу выразить огромную радость, что музей Бахрушина взял на себя ответственность эту выставку принять. Она, безусловно, важное событие театральной жизни».

Народный художник РФ Сергей Бархин:

«Надеюсь, здесь есть девушка лет 25-ти, которая через 45 лет сможет встретить сотую выставку «Итоги сезона». Осталось всего 45 лет. За этих девушек и мальчиков, которым сейчас 25 лет, я предложил бы выпить. За тех, кто увидит сотую выставку. Дело в том, что разрушилось всё: Советский Союз, Союз художников. Осталось только одно – выставка «Итоги сезона театральных художников». Раньше их было человек 25 – 30. А сейчас – сотни. Это грандиозно. Я вас поздравляю».

Народный художник РФ, Президент гильдии художников кино и ТВ СК России Борис Бланк, его выступление было полно парадоксов:

«Друзья мои! Начну с дифирамбов, поскольку выставка, на самом деле, организована и экспонирована блистательно. Это очень классная выставка. И конечно, я благодарен и нашей секции, и Бахрушинскому музею и его директору, потому что это уникально. На этом мы закончили дифирамбы.

Теперь скажу следующее. Спектаклей очень много. Калейдоскоп спектаклей, идей, мыслей, театральные студии, студии-театры, большие театры, антрепризы – столько всего, что практически искусство этого выдержать не может. И вы это сами прекрасно понимаете. В этом калейдоскопе практически невозможно найти элементы искусства. Искусства не бывает много. К сожалению, его стало очень много, и оно перестало быть искусством. Оно стало дизайном.

А ещё гигантский приход женщин в класс художников-сценографов, в этот абсолютно мужской класс. Это, безусловно, ведёт к катастрофе и абсолютному дизайну. Мы сталкиваемся с гендерной революцией, которая приведёт к тому, что искусства художников-сценографов не будет. Будет культура дизайна. Мы к этому приходим, и выставка об этом тоже говорит. Но это поразительно интересно, так как является неизбывным ходом жизни.

В таких случаях я всегда привожу один и тот же пошлый анекдот. Ход жизни изменить нельзя. Если вы подвергнетесь изнасилованию, попробуйте расслабиться и получить удовольствие. Вот и я получаю удовольствие, расслабившись, от этих чудовищно милых дизайнеров».

Председатель комиссии по сценографии СТД, главный художник РАМТа Станислав Бенедиктов.

«Дорогие друзья! Сегодня очень радостное событие. 55 лет – это серьёзно даже в жизни человека, который родился и прожил 55 лет. Мы жили, рисовали, сочиняли. Это было прекрасное время, когда работал Давид Боровский. И Валера Левенталь, и Серебровский, и многие-многие другие. Потрясающее поколение. Мне кажется, это счастье, что мы сохранили дружбу. Мне очень нравится слово «дружба». Я жил так всё время. И с Алёшей Бородиным, и с художниками. Мне кажется, это замечательное чувство. И удивительное свойство этой выставки, она культивирует это в нас – чувство товарищества и дружбы. Выставка притягивает. И то, что это в год Театра, и в таком намоленном месте. Великое счастье и великая честь, что нас принимает Бахрушинский музей. И то, что есть и были потрясающие мастера, которые не позволяют халтурить, своим творчеством подтверждая высокий уровень, который мы должны поддерживать».

Галина Фадеева

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок