Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Репортаж с открытия выставки «Давид Боровский – Владимир Высоцкий»

8 февраля 2019 года в Мемориальной мастерской выдающегося сценографа Д.Л. Боровского – филиале ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась новая экспозиция «Д.Л. Боровский – В.С. Высоцкий». По сложившейся  традиции, все выставки здесь, если не рассказывают о самом Боровском, то посвящены людям, с которыми он тесно сотрудничал, дружил и которых любил. С Владимиром Высоцким Давида Львовича связывал театр на Таганке, что же касается совместной работы, это были три постановки: «Гамлет» и «Преступление и наказание» – при жизни героя, и спектакль «Владимир Высоцкий», поставленный уже после его смерти. У выставки два автора – сценограф Александр Боровский, сын Давила Львовича, и Александр Стернин, много лет работавший фотографом в театре на Таганке и создавший бесценную фотолетопись происходивших там событий.

Обычно притягивающая светлым и свободным пространством Мемориальная мастерская на этот раз выглядит совсем иной, словно театральная сцена после «чистой перемены». Она стала небольшого размера, никаких привычных окон, на трёх стенах чёрно-белые фотографии в пол из трёх спектаклей, объединивших Боровского и Высоцкого, тут же удивительные рукотворные макеты. Четвёртая стена зашита чёрными досками и к ней прикреплены белые листочки – с машинописными текстами, карандашными раскадровками, эскизами костюмов. Посредине шесть «хорошо поживших деревянных стульев из старой киношки», по выражению А.А. Михайловой, на них можно сесть. В спектакле «Владимир Высоцкий» были точно такие, а может быть, эти же самые.  Как зритель, ты оказываешься не за рампой, а внутри этой театральной сцены, её пространство захватывает, поражает энергетикой, экспрессией, заставляет вглядываться, словно призывая к соучастию.

«Что касается выставки, идея пришла Александру Давидовичу, он мне позвонил. Я поддержал задумку – три спектакля. Все три связаны с Высоцким, все три делал Давид Львович, – рассказывает фотограф Александр Стернин. –  Вопрос был только в подаче, как придумать, как это всё сделать. Саша предложил сделать три стены. И мы пришли к выводу, что это должны быть квадраты. Давид Львович любил квадраты. Наша афиша, с его подачи, три квадрата, таганский знак – квадрат. И я снимал 6 на 6, тоже квадрат. Дальше была просто работа. Я сканировал свои кадры. Погрузился в ту эпоху замечательную, пока работал, ретушировал, сканировал, словно снова очутился в том времени. Вспомнил всех, кто здесь изображён. Все ребята живы. Саша Пороховщиков, Феликс Антипов, все с тобой. А теперь, благодаря музею, они все с нами».

Приветствуя собравшихся на вернисаже, Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов сказал: «Каждый раз, приходя сюда, ловлю себя на мысли, что не могу привыкнуть к этому пространству.  В первую очередь отношу это за счет таланта Александра Давидовича, который каждый раз это пространство меняет. То, что здесь сделано, настолько выразительно и мощно. И это происходит каждый раз, это свойство большого таланта, к которому, наверное, и не надо привыкать. За всем этим целая эпоха, легендарные личности, время, потрясающе интересное для российского театра. Здесь энергия, она не может не ощущаться, и от самого пространства, и от тех материалов, которые собраны. И с таким нежным чувством к этим людям. В первую очередь, конечно, к Давиду Львовичу и к Владимиру Семёновичу».

Спектакли, в которых играл Владимир Высоцкий, были невероятно важны и для него самого, и для Д.Л. Боровского. 1972 год. «Гамлет». Сначала Давид Львович отказывался от этой работы. Но затем «мысль о «Гамлете» дёрнула меня. Как электричеством, –  пишет он в книге «Убегающее пространство», –  … был как в угаре. Быстро так стало получаться. Вся динамика. Движение. Пространство. Ритмы декора…». Ну а что касается Высоцкого, Боровский называл принца Гамлета «самым близким его другом». Художник вспоминал: «Володя, мечтая о знаменитом датчанине, дергал Любимова, мол, давайте, шеф /произносил он шеув/ поставьте, познакомьте. И видимо, в этом было не только чисто актёрское, скорей предчувствие, знак судьбы. Наконец, в 70-м они встретились, и всё оказалось не таким простым. Долго присматривались друг к другу, подчас не понимая и слов, и поступков друг друга… Пришло время, они сблизились, а с годами стали как бы одним существом. И длилось это почти десять лет».

1979 год. «Преступление и наказание». Сам Высоцкий писал так: «В этом спектакле я играл роль Свидригайлова. Это впервые такая трактовка, о которой очень много писал Достоевский. В связи с этим мы пока испытываем молчание прессы по поводу спектакля. Они пока не рискуют высказываться, но всё равно идут разговоры о том, что впервые так поставлен Достоевский на русской сцене». 1981 год, легендарный «Владимир Высоцкий», премьера  игралась 25 июля – ровно год прошёл со дня гибели героя спектакля. Зрители, пришедшие тогда в театр на Таганке, не подозревали, что им довелось увидеть абсолютный раритет. Впрочем, в самом театре об этом, наверное, догадывались. Любимов стал устраивать неофициальные прогоны спектакля, так как разрешения играть его не было. В ноябре 1981 года Главное управление культуры выпустило приказ № 326-а, в котором Любимову и директору театра Дупаку «за грубое нарушение установленного порядка приёма и показа новых постановок» был объявлен строгий выговор. Ситуация вокруг спектакля нашла отражение и в документе ЦК КПСС от 10 ноября 1981 года «О поведении режиссёра Ю. П. Любимова в связи с подготовкой спектакля «Владимир Высоцкий» в Театре на Таганке», в котором – в том числе – указывалось, что «поэтическое и песенное наследие Высоцкого неравноценно и весьма противоречиво, что было обусловлено его мировоззренческой ограниченностью». Официальное разрешение на выпуск постановки «Владимир Высоцкий» было дано уже только в 1988 году, уже во время перестройки.

Увы, искусство театра летуче и преходяще, и память о сорокалетней давности спектаклях хранят лишь те немногие, кому довелось их видеть. Среди таких счастливчиков – Р.П. Кречетова, театровед и историк театра, а ещё биограф Д.Л. Боровского. Но на этот раз на вернисаже она вспоминала о В. Высоцком.

«Меня лично занимает и волнует то, чему нет ответа, – сказала Римма Кречетова. – Мне кажется, что из всего своего поколения только он один был одарён той силой, которая позволила ему, не взирая ни на что, остаться во времени. В искусстве это самая странная загадка – как войти в души людей и стать для них духовным знаком. И это всегда удивительно. Он не был поэтом, которого признавали поэты. Они ему отказывали в печатании его стихов. Но именно его стихи цитировал народ. И его стихи остаются до сих пор. Его музыка – бренчал на гитаре, а ведь были прекрасные музыканты. Но по интонации именно его песни становились интонацией очень широкого круга. Был человек, который выходит на сцену, на эстраду.  Никакой особой красотой он не отличался, невысокого роста. А обаяние, влияние и на женщин, и на мужчин, и вообще на всех людей было огромное. И это в искусстве самая большая тайна. Почему, как, какая энергия именно и делает художника художником неумирающим. Я жила в то время, когда тех, кого мы сегодня называем гениями, было как грибов на хорошей поляне.  И в то же время только он остался той настоящей энергетической силой, которую мы чувствуем и признаём».

В заключение вернисажа молодые актёры Театра Скорика сыграли отрывки из спектакля “Здравствуйте, Владимир Высоцкий!”. Это музыкально-литературная композиция, в основе которой песни поэта и адресованные ему письма от самых разных людей.

Галина Фадеева

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок