Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Грандиозный успех конференции ICOM в Милане в 2016 году

24-я Генеральная конференция ИКОМ собрала 3.500 музеев и профессионалов в области наследия из 130 стран, чтобы обсудить тему «Музеи и культурные ландшафты», равно как и другие проблемы на триеннале в Милане в июле 2016 г Шесть дней рабочих сессий и дискуссий национальных и международных комитетов ИКОМа, региональных союзов и аффилированных организаций нашли отражение в важных решениях по поводу будущего организации и выборе нового Президента и Правления на период 2016-2019 гг.

ИКОМ – единственная международная организация, представляющая музеи и профессионалов в области музейного дела.

Потрясающая церемония открытия

24-я Генеральная конференция ИКОМ официально открылась в понедельник 4 июля. Это главное глобальное музейное мероприятие собирает более 3.500 профессионалов-музейщиков из более чем 130 стран в Милане для обсуждения темы «Музеи и культурные ландшафты». Во время церемонии открытия Президент ИКОМа Ханс-Мартин Хинц вдохновенно рассказывал об основании ИКОМ в 1946 г. горсткой страстных профессионалов-музейщиков и вспоминал об основных устремлениях его основателей: продвижение стандартов качества как в музеи, так и в международное сотрудничество. Министр культурного наследия и культурной деятельности Италии Дарио Франческини  подчеркнул: «Италия – это гигантский музей под открытым небом, и задача ИКОМ в том, чтобы его укрепить. Новая итальянская система музеев, внедрённая в 2014 г., получила самостоятельность в нескольких направлениях. Музеи стоят на страже образования и знаний. Не случайно международный терроризм бьёт по культурным объектам как символам диалога и культурного обмена между народами».

Мэр Милана Беппе Сала особо подчеркнул, что «сила земли в культуре, потому что она живая и растёт вместе с людьми». Кристина Капеллини, эксперт по культуре, самобытности и независимости региона Ломбардия, рассказала о поддержке ИКОМом проектов региона начиная с 2011 г. Альберто Гарландини, председатель Оргкомитета Миланского ИКОМа, отметил: «Обсуждение музеев означает обсуждение современной эпохи и её задач. Серьёзная задача, стоящая перед современными музеями, – объединить существующие культурные ландшафты с такими явлениями как иммиграция и глобализация. ИКОМ Милан-2016 – это последний шаг в путешествии, которое началось 3 года назад». Наконец, Даниеле Джалла, председатель ИКОМа Италии рассказал о тесном сотрудничестве итальянского Национального комитета с региональными координаторами в организации Генеральной конференции и призвал участников рассматривать «открытие» как ключевое слово этого издания 2016.

Два ярких ключевых выступления

В своём видеообращении к участникам нобелевский лауреат Орхан Памук выразил надежду, что музеи смогут найти более камерное пространство, меньше привязанное к официальным учреждениям и больше ориентированное на раскрытие и укрепление человеческой индивидуальности: «Цель современного и будущего музеев должна состоять не в представлении государства, а в представлении мира отдельной человеческой личности, той самой личности, которая страдала оттирании на протяжении сотен лет».

Дуэт художников Кристо и Жан-Клода, недавно представивших свою последнюю монументальную работу «Плавучие причалы» на озере Изео в Италии, показал свои «земные» произведения, обращая особое внимание на концептуальный аспект. Между Кристо и публикой завязалась живая дискуссия с вопросами о природе их искусства, о творческом процессе, свободе их подхода и т.д. Он произнёс незабываемые слова: «В отличие от многих других проявлений современного искусства у нашего – аллергия на пропаганду. Невинность нашего искусства заключается в том, что у него нет спонсора».

Необычные пленарные заседания

Во вторник 5 июля архитектор Мишель де Луччи, говоря о дополнительных знаниях и опыте, рассказал о своей роли сценографа в целом ряде выставок: «Каждая сценография требует непрерывного диалога с самим музеем […]. В Выставочном дворце Рима нам пришлось изобрести модульную неинвазивную систему, чтобы не нарушать архитектуру пространства». Нканду Луо, министр гендерного и детского развития Замбии, второй выступающий на утреннем заседании, заявил: «Развитие музея важно как для социального, так и для экономического роста. Музеи являются выразителями души и культурного богатства страны. Я очень хочу, чтобы вскоре мы принимали конференцию ИКОМ в Африке, может быть, даже и в Замбии».

В среду б июля австрийский экономист Дэвид Тросби, теоретик концепции культурного капитала, сделал ключевое сообщение: «Музеи – это и экономические учреждения, которые должны заниматься ценообразованием, оценкой стоимости коллекций и их коммерциализацией. Это настоящая индустрия в сфере культуры, ценность которой можно оценить на основе воздействия на местные экономики. Если мы хотим оценить общественную ценность искусства и культуры обобщить два термина: воплощённая экономическая стоимость и нематериальная культурная ценность».

Финальная сессия сконцентрировалась на темах последних новостей – иммиграции и социальной роли музеев. Председательствовала на ней Бренда Эмманус, журналист ВВС по вопросам искусства, культуры и досуга. Она особо подчеркнула участие музеев в животрепещущих вопросах, волнующих общество, поскольку они продолжают играть свою традиционную роль хранителей коллекций. В дискуссии принимали участие Джиузи Николини, мэр Лампедузы и Линозы, Дэвид Флеминг, директор Национального музея Ливерпуля и президент Федерации музеев международных прав человека, Робин Хёрст, директор по коллекциям, исследовательской и выставочной деятельности музея Виктории, и Марлен Молиу, преподаватель факультета истории и археологии Национального и Каподистринского университета Афин, Греция. Во время этой сессии г-жа Николини сказала: «Лампедуза хорошо известна из-за трагических историй кораблекрушений. Мы надеемся на усиление таких аспектов как значимость интеграции и гостеприимства. Именно поэтому Археологический музей Лампедузы хочет показать, что остров всегда был мостиком, связующим континенты».

Обсуждение награждений и презентации для наших международных комитетов, DRMC и менторские сессии

Тема «Музеи и культурные ландшафты», краеугольный камень этой Генеральной конференции, была адресована и обсуждалась всеми 30 присутствовавшими в Милане международными комитетами ИКОМ в каждой из соответствующих дисциплин. Все участники были приглашены посетить презентации международных экспертов и внести свой вклад, чтобы обогатить дискуссии – плод интенсивной многолетней подготовки. Международный комитет ICDAD, изучающий прикладные искусства и дизайн, обсуждал исчезновение объявлений с городского ландшафта Сан Паулу, позволяющее жителям города вернуть этот ландшафт. СЕСА, комитет по образованию и культурной деятельности, открыл сессию презентацией Благовещения Леонардо да Винчи как символичного ландшафта одной их навязчивых тем как для живописца, так и для Ренессанса в целом. DEMHIST за три дня рассмотрел роль исторических сооружений в определении социокультурных ландшафтов местности, от виллы в Бильбао до Дома Мартелли во Флоренции. ICOFOM, посвященный музеологии, основное внимание уделил теме «хищного музея», особо выделяя трансформацию этнологических музеев. Около 150 человек посетили дискуссии и всегда популярный «Рынок выставок», хозяином которого выступил ICEE, международный комитет по обмену выставками. В этом году он сосредоточился на теме «Коммуникации, связи и инновации со стилем», на которую его вдохновила репутация Милана, прнимавшего конференцию, как столицы моды и дизайна.

Комитет ИКОМа по управлению стихийными рисками (DRMC) собрал связанных с музеями профессионалов из разных стран, которые помогают мониторить культурное наследие, подвергающееся опасности в чрезвычайной ситуации, и находятся в состоянии готовности дать совет и предоставить помощь международному сообществу коллег и их организациям по первому требованию. Сессия по снижению стихийных рисков для музеев особо выделила концепцию общего наследия, подвергающегося опасности со стороны природных и человеческих факторов и привела примеры того, как музеи могут поддержать своих нуждающихся в помощи коллег по всему миру.

Две менторские сессии для молодых специалистов прошли с большим успехом. Четыре оратора, Луис Репетто Малага, Луиджи ди Корато,Юсеф Качо и Ейджи Мизушима, рассказывали молодым музейщикам об их профессиональном пути. Их презентации завершились живой дискуссией между выступающими и участниками встречи, которые получили бесценные советы по своей профессии.

Групповые обсуждения

Групповые обсуждения по программе конференции привлекли большое число участников. Первое пролило свет на Рекомендации ЮНЕСКО относительно музеев и коллекций, подготовленные в сотрудничестве с ЮНЕСКО; выступали Франческо Бандарин, ассистент генерального директора ЮНЕСКО по культуре, Паола Марини, директор Галереи академии Венеции и Франсуа Мэресс, профессор университета Новой Сорбонны в Париже. Паола Марини отметила, что «текст рекомендаций очень важен для нашей повседневной жизни. Он помогает сохранить душу музеев!» На втором обсуждении рассматривался вопрос о незаконном обороте произведений культуры; участвовали Эрик Дорфман, директор Музея национальной истории Карнеги, Маркус Хилгерт, директор Музея древних околовосточных культур в Пергамонмузее и Ленг Сронг, глава секции движимого наследия и музеев ЮНЕСКО. Они подчеркнули важность международного сотрудничества и повышения бдительности в отношении установления происхождения предметов, т.к. оборот древностей – это ресурс для террористов.

Ошеломляющие социальные мероприятия и высокая посещаемость на юбилейной 70-й выставке ИКОМа

Выставка Откуда родом ИКОМ, экспонировавшаяся с 4 по б июля, проследила эволюцию ИКОМа за 70 лет существования и подняла вопросы о путях его дальнейшего развития. Основная деятельность организации и ближайшие задачи были озвучены членами ИКОМа в виде историй и личных точек зрения. Мероприятие было организовано Благотворительным фондом ИКОМа вместе со студентами из Университета Парижа 1 Пантеон-Сорбонна.

 

Новая визуальная идентификация ИКОМа раскрыта!

Престижные социальные мероприятия, предложенные Генеральной конференцией, также пользовались большим успехом у посетителей пришедших на торжественный вечер по случаю открытия во Дворец Сфорцеско (3000) и заполнили собор Дуомо, где проходил гала-концерт. Другие мероприятия, включая посещение «Последней вечери» и ночное посещение Национального музея науки и техники «Леонардо да Винчи» также привлекли многих участников.

Новая визуальная идентификация ИКОМа была раскрыта 6 июля 2016 г. Эта презентация завершила работу, предпринятую на концерте с сетью ИКОМа и квалифицированными профессионалами за последние два года. В лого, разработанном студией С-альбом и выбранном в результате международного конкурса, используется стилизованная буква М по ассоциации с основным шрифтом. Новая идентификация основывается на принципах универсальности и простоты использования, важной для разветвлённой сети, оживлённой действиями её волонтёров.

Выборы на период 2016-2019

Суай Аксой (Турция) была избрана президентом ИКОМа на период 2016-2019. Г-жа Аксой является доверенным лицом исторического фонда Турции, где она до этого руководила музейными проектами и долгое время была членом правления. В качестве директора Культурного наследия и музеев «Стамбул – Европейская столица культуры -2010»  она разработала и выполнила важнейшие программы и проекты для музеев Турции. Она также читала лекции по музееведению в Университете изящных искусств Мимар Синан и Университете Богазичи.

На конференции было также избрано новое Правление: вице-президенты Лайшун Ан (Китай) и Альберто Гарландини (Италия).

Стратегический план на 2016-2022 гг.

Новый стратегический план ИКОМа на 2016-2022 гг. был принят Генеральной ассамблеей ИКОМа. Он основан на трёх основных принципах: независимость, единство и профессионализм.

Резолюции и постановления ИКОМа

 На Генеральной ассамблее ИКОМа 9 июля были представлены резолюции. Все они были одобрены по результатам голосования. Суть этих четырёх резолюций состоит в следующем: ответственность музеев за ландшафт как основной элемент физической, природной, социальной и символической среды человечества (карта Милана); усиление защиты культурного наследия во время и после вооружённого конфликта, террористических актов, революций и гражданских междоусобиц; продвижение и защита культурных объектов по международным кредитам.

Церемония закрытия и передачи эстафеты: ИКОМ Киото 2019

 На церемонии закрытия, проходившей 9 июля в Триеннале ди Милано, присутствовали: вновь избранная президент ИКОМа г-жа Суай Аксой, вице-мэр Киото г-н Хироюки Фуджита, эксперт по культуре города Милана Филиппо дель Корно, председатель ИКОМ Японии г-н Тамотсу Аоки, президент ИКОМ в 2010-2016 гг. Ханс-Мартин Хинц, вновь избранный вице-президент ИКОМ Альберто Гарландини, председатель ИКОМ Италии Даниэле Джалла и генеральный директор ИКОМ Анна-Катерина Роберт-Оглустейн.

 Во время церемонии в соответствии с традицией Генеральной конференции ИКОМа флаг был передан организаторам следующей Генеральной конференции ИКОМа, которая пройдёт в Киото, Япония в сентябре 2019 г.

Тема следующей конференции Музеи как центры культуры: будущее традиции.

 Программа тренингов в Алжире

Впервые эта программа была запущена в Алжире ИКОМом в 2014 г. совместно с ЕС как часть Программы поддержки защиты и продвижения культурного наследия в Алжире. Руководство ИКОМ обеспечивает более 250 дней тренинга между декабрём 2015 г. и февралём 2017 г. в таких областях как реестр коллекций, управление коллекциями, выставки, сохранность и безопасность, сохранение и реставрация, образование и культурное посредничество.

Сессии по выставкам проходили в столице Алжира в Музее Бардо с 10 по 28 июля. На них обсуждались вопросы организации временных выставок, процедуры займа, сценография.

ЗАБРОНИРУЙТЕ ДАТЫ!

 Конференция «Лучшее в сохранении наследия»  пройдёт в Дубровнике, Хорватия, 22-24 сентября 2016 г. в сотрудничестве с НАША ЕВРОПА (Europa Nostra) и при поддержке программы Творческая Европа и Благотворительного фонда ИКОМа. Это издание посвящено памяти Кеннета Хадсона, ОВЕ и Жоржа Анри Ривьера.

Конференция проходит каждый год в конце сентября в Дубровнике, сайт Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подробнее см. http://www.thebestinheritage.com

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок