Бахрушинский музей представит театральный авангард 1920-х годов на выставке в центре «Зотов»

11
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» станет первым проектом центра «Зотов», который откроется 23 ноября 2022 года в отреставрированном историческом здании Хлебозавода №5.
Дебютный выставочный проект центра расскажет о зарождении конструктивизма в недрах послереволюционного русского авангарда. Посетители узнают, как это новое направление в искусстве всего за десятилетие изменило художественное творчество всего XX века.
В экспозицию войдут более 300 работ из собраний 17 российских музеев и институций, а также частных собраний. Среди участников выставки — Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Русский музей, Госфильмофонд, Музей музыки, Российская государственная библиотека, Фонд Чернихова и другие.
Музейные экспонаты подчеркнут значимость 1922 года как момента выхода конструктивизма в практическое поле самых разных сфер жизни и творчества: музыка, кино, театр, архитектура, повседневная рутина работников заводов и фабрик.
Экспонаты Бахрушинского музея представят историю театрального авангарда 20-х годов прошлого столетия. Из музейных фондов на выставке покажут свыше 40 различных предметов.
Это театральные эскизы, рисунки и макеты декораций к экспериментальным постановкам Мейерхольда, Таирова, Эйзенштейна, Грановского, Сахновского и др. Зрители увидят, как рождались в 1920-е в разных жанрах авангарда их спектакли – «Мистерия-Буфф», «Нора», «Разрушители машин», «Ромео и Джульетта», «Человек, который был четвергом», «Мы», «Уриэль Акоста», «Дон Карлос».
Образы к этим спектаклям создавали художники-авангардисты Александр Родченко, Александра Экстер, Натан Альтман, Елена Бебутова, Антон Лавинский, Касьян Голейзовский, Исаак Рабинович, Василий Комарденков.
Зрители смогут проникнуться символизмом форм и футуристическим опытом главных театральных площадок страны того времени – Театра РСФСР Первого, Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), Камерного театра, ГосТИМа (Театр им. Вс. Мейерхольда), Центральной студии Пролеткульта, Театра «Комедия» (бывший Корш), Театра Революции, Вольной мастерской В.Э. Мейерхольда (ГВТМ) и мн.др.
Увидят редкие экспонаты: эскизы декораций к хореографической постановке «Сарказмов» балетмейстера–новатора Касьяна Голейзовского на музыку Сергея Прокофьева 1922 года в Камерном театре, а также эскиз макета к героической и революционной пьесе, сделанный театральным художником Константином Вяловым для выставки «Театрально-декорационное искусство Москвы 1918-1923 гг.».
Рассмотрят рисунки Дани для постановок в Студии Веры Майя и Бориса Эрдмана для журнала «Зрелища». Творчество художника-оформителя Григория Зимина будет представлено рисунками для альбома «Скрябин в танце Лукина» и образами танцовщиц для постановки «Сафо» в Студии свободного балета Льва Лукина.

Фотографии из фондов Бахрушинского музея продемонстрируют авангардную органику таких мейерхольдовских постановок, как «Великодушный рогоносец»,«Зори», «Д.Е.» («Даёшь Европу»).
Современный зритель познакомится со знаменитой театральной системой режиссера – биомеханикой. На снимках запечатлены упражнения по биомеханике, которые выполняют актеры Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) в паре и в группах.
-
Биомеханика. Упражнение ‘Удар кинжалом’. Выполняют Р.М. Генина и Л.Н. Свердлин
Образы энергетически «сплавлены» экспрессивной пластикой и художественной аскетикой – они и сегодня активно воздействуют на зрительское воображение – так, как и задумал режиссер. Это возможность лично ощутить силу и смелость театрального авангарда 1920-х, энергетически подключиться к поиску экспериментальных идей и открыть для себя новый угол зрения на театральное искусство.
Выставка, приурочена к 100-летию практического конструктивизма, который зародился в 1922 году. Ее главными героями станут ключевые для развития искусства XX века авторы: Василий Кандинский, Любовь Попова, Александр Веснин, Наталья Гончарова, Велимир Хлебников, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Владимир Татлин, Варвара Степанова, Лев Кулешов, Дзига Вертов и другие.
Новый городской кластер «Зотов» станет центром всего конструктивизма в культуре. Сегодня здание является памятником архитектуры и наделено статусом объекта культурного наследия регионального значения. Авторами идеи центра выступили банк ВТБ и архитектурное бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана.
Даты проведения: 23 ноября 2022 года – 12 марта 2023 года
Место проведения: Центр «Зотов» – г. Москва, ул. Ходынская, д. 2, стр. 1.