Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Репортаж с открытия международной выставки «Инновационный костюм ХХI века: новое поколение» в рамках культурного обмена между Бахрушинским и Историческим музеями

Репортаж с открытия международной выставки «Инновационный костюм ХХI века: новое поколение» в рамках культурного обмена между Бахрушинским и Историческим музеями
25

06

4 июня 2019 года международной выставкой «Инновационный костюм ХХI века: новое поколение» в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Государственный театральный музей и Государственный Исторический музей в рамках культурного обмена открыли уникальный совместный проект, посвящённый динамичному развитию искусства театрального костюма последних лет. Ровно через две недели, 18 июня 2019 года выставка с таким же названием, в развитие темы, открылась в Историческом музее.

Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры РФ и уважаемых зарубежных институций –  OISTAT (Международная организация сценографов, театральных архитекторов и техников) и USITT (Институт Театральных Технологий США), а также Академии изящных искусств Польши и Академии театральных искусств Китая. Примечательно, что эти события состоялись именно в 2019 году, когда отмечается Год театра в России, а также накануне празднования 125-летия Театрального музея им. А.А. Бахрушина и в преддверии (в 2022 г.) 150-летия Государственного исторического музея.

Проект, без преувеличения, можно назвать грандиозным. В общей сложности было рассмотрено более 1300 заявок из разных стран и отобрано 250 участников, представивших наиболее оригинальные эскизы костюмов, коллажи, фотографии, компьютерные проекты, видео и трехмерные костюмы, реализованные дизайнерами для оперы, балета, театра, кино, инсталляций и перформансов. В выставочном проекте участвуют художники и дизайнеры из 47 стран мира, в том числе из Австралии, Германии, Дании, Китая, Мексики, Польши, России, Сербии, США, Франции, Швеции, Японии. В залах экспозиции представлены революционные, смелые и необычные работы – 52 костюма и свыше полутора тысяч эскизов, фотографий, видеозаписей, короткометражных фильмов и других неожиданных экспонатов. Среди материалов, из которых сделаны костюмы – органический пластик, латекс, бифлекс, пенопласт, бумага, дерево.

В альбоме, выпущенном к открытию проекта в приветственном слове к участникам и читателям Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов пишет: «Что такое инновации в искусстве? Это что-то новое, обновлённое благодаря достигнутому ранее. Собственно, вся история искусства и есть динамическое обновление эстетики стилей и жанров. Нередко кажется, что даже при полном отрицании новым искусством прошлого, любой авангард незримо связан с искусством предшественников. Это постоянное движение, «innovatio» – «в направлении изменений». Получается, что инновации и искусство нераздельны.
Театральный костюм, в частности, и в более широком контексте костюм в сфере
исполнительских искусств и является объектом исследования нашего проекта. Как молодые художники, активно вошедшие в профессию в последние десять-пятнадцать лет, отражают изменения в нашей жизни, где бы они ни происходили? Эта реакция крайне важна всем нам для понимания глобальных ментальных сдвигов общественного социально-культурного пространства нового века и тысячелетия человеческой цивилизации.

В работах художников, представленных на выставке, возникает удивительная панорама
образов, соединяющая изобретательную и изысканную форму с яркой красочностью и чувственным контекстом. Можно увидеть, как художники из разных стран находят сопряжение в своём творчестве волнующих их проблем, как художественный поиск ведет одних к природным формам, других – к абстрактным конструкциям. Творческая палитра этого художественного движения менее всего тихая и спокойная водная гладь, нет, одна волна поднимается над другой, и кажется, что где-то рядом кульминация девятого вала, за которым может возникнуть новая гармония нашего бытия».

Приветствуя гостей, собравшихся на открытии выставки в Бахрушинском музее, Генеральный директор ГИМа Алексей Левыкин говорил о том, почему Исторический музей выступает партнёром в проекте, посвящённом инновациям: «Решение участвовать в этой выставке, с одной стороны, удивительно, потому что это, как бы, не тема Исторического музея. И таких выставок у нас еще не было. Но, с другой стороны, на выставочных пространствах Исторического музея не раз осуществлялись проекты, которые были для него абсолютно неожиданными. И совершенно естественно для нас принять эту выставку, собрание костюмов в коллекции ГИМа одно из крупнейших – 460 тысяч единиц хранения. Вполне возможно, что предметы, которые сейчас представлены на «инновационной» выставке через какое-то время окажутся в коллекции Исторического музея». Алексей Левыкин подчеркнул, что Исторический и Театральный музеи очень многое объединяет. Коллекции и экспозиции дополняют друг друга, потому что это история нашей страны, история литературы и искусства.

«Надо быть очень храбрыми людьми, чтобы позволить нам сделать на ваших площадках эти выставки, – заявил художественный руководитель проекта, профессор UNKA (США) Игорь Русанофф, обращаясь к Дмитрию Родионову и Алексею Левыкину. – Большое спасибо двум музеям. Мы работали довольно тяжело, особенно в последние месяцы, –продолжал он. – Безусловно, благодарность всем нашим международным друзьям из 47 стран, которые занимались этим проектом два с половиной года. Кто был с нами с 2015 года, знают, что это уже вторая «костюмная» выставка («Инновационный костюм» –второй проект цикла «Костюм и время»). На этот раз она посвящена молодым людям, которые будут блистать в будущем».

Куратор проекта профессор университета Карнеги-Меллон, Сьюзен Цу добавила: «Вы не представляете себе, какое количество емейлов, телефонных звонков, поездок предшествовали тому, что эта выставка стала возможной. Это усилия 112-ти кураторов со всего мира, которые разделяют наши сердечные устремления и желание объединить художников и дизайнеров. Причём, не только их работы, но также их мечты и надежды, их страхи».

Когда после торжественных речей гости, наконец, увидели, о чём шла речь, «невероятно», наверное, стало самым мало-эмоциональным словом в оценке представленного. Недостаточно, сказать, что мы такого никогда не видели, ничего подобного мы даже не могли себе представить. Оказывается, именно костюм – самый революционный объект на театральной сцене. Яркие броские цвета, не считая чёрного и белого, совершенно неожиданные формы, соединение несоединимого. «Самое главное – собственное лицо, – отвечает художественный руководитель проекта Игорь Русанофф на вопрос «Что было во главе угла при отборе экспонатов?». – Собственное лицо – это самое главное. Мы всегда ищем что-то новое, индивидуальное, причём, когда это исходит изнутри, а не просто подражание чему-то модному или авангардному. Это сразу видно. Все подделки сразу видны, если ты занимаешься этим серьёзно. А когда у тебя материал измеряется сорока семью странами, ты, безусловно, видишь, что стереотипно, а что очень оригинально».

Выставка, открывшаяся 18 июня в ГИМе продолжает и развивает тему инновационного костюма. Она расположена на первом этаже Музея войны 1812-го года – филиале Государственного Исторического музея, здание было построено в самом начале ХХ века для заседаний Государственной думы. Вернисаж проходил у подножия торжественной белой мраморной лестницы. Как потом оказалось, это именно это место было выбрано не случайно. Присутствовавшая на открытии вице-премьер правительства России О.Ю. Голодец сказала: «Мы все сейчас с вами стали свидетелями удивительного события. Потому что выставка, я её уже посмотрела, потрясающая. Она интересна, увлекательна, она завораживает. Из этих залов не хочется уходить. Работы абсолютно новые. Получаешь ощущение новой атмосферы и новых впечатлений. И, я уверена, что все, кто придут сюда получат огромное удовольствие и новые впечатления». Ольга Голодец подчеркнула, что очень важно, что проект состоялся именно тогда, когда в России проходит Год театра. «Здесь представлены экспонаты из 47-ми стран, – продолжала она, –которые в полной мере отражают сегодня тему развития театрального костюма. Это взгляд в будущее. Я всех поздравляю, в первую очередь директоров музеев. Мне кажется, у вас всё получилось. И я поздравляю всех посетителей и желаю хорошего интересного просмотра».

Вслед за этим зазвучала старинная барочная музыка, и по торжественной белой лестнице, медленно-медленно, на пуантах, танцуя менуэт, начали спускаться к гостям два невероятных персонажа в придворных нарядах, сконструированных из белых надувных шариков разной формы. Их движения завораживали. А само появление подчеркивало, что самые инновационные костюмы могут прекрасно уживаться со старинным мрамором. Это был перфоманс, созданный участницей выставки Сашей Фроловой, однажды он уже был показан в Екатерининском зале Царицынского дворца.

Любое выставочное пространство диктует собственный взгляд, контекст и угол зрения. Благодаря этому, экспозиция в Историческом музее представляется несколько иной, чем в Бахрушинском. Но, как и там, глаза разбегаются от невероятного зрелища. Гости стремились сфотографировать практически каждый экспонат. Причём, костюмы здесь были не только на манекенах, но и на живых людях. Так художник-акционист из США Пат Олешко была в короне с надписью: «Помогите им не умереть», а на её платье в пол – изображения гибнущих рыбок. На вернисаж пришли многие из участников выставки, и разглядывать их наряды было не менее интересно, чем подиумы и фотографии.

В рамках выставок «Инновационный костюм XXI века: новое поколение» главным из её событий стал Международный симпозиум, посвященный инновационному театральному костюму. В течение трёх дней он проходил в Историческом музее. 11 июня в галерее «Марс» – партнёре музейного инновационного проекта открылась выставка, также посвящённая современным поискам в области искусства театрального костюма. В Каретном сарае Бахрушинского музея 17 июня состоялся вернисаж ретроспективной выставки замечательного польского театрального художника Павла Добржицкого «Театральные сцены. 1979 – 2019». 22 июля здесь же, в Каретном сарае откроется выставка «Источник вдохновения: театральный и народный костюм», организованная Историческим музеем. Кроме этого, художники представили свою программу перформансов. Они проходили в течение трёх дней – 17; 18; и 19 июня в Бахрушинской усадьбе. Некоторые из них – отклик на актуальные проблемы современной социологии, и даже политики. Другие – чистое искусство, танец. Причём, авторов и исполнителей перфомансов устраивали пространства, казалось бы, совершенно не приспособленные для представлений. Так в воображении зрителей и наяву возникал тотальный театр, которому не нужны ни сцена, ни рампа, ни зрительный зал. Только актёры и зрители. Наверное, такими должен быть театр ХХI века.

Текст: Галина Фадеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок