Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Макеты, эскизы, живопись и стихи в воздухе – выставка Александра Кузнецова

16

03

6 марта 2017 года в одном из залов главного здания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка работ главного художника Курского театра драмы им. А.С. Пушкина Александра Кузнецова «Избранное». Театр в Курске – один из старейших в России, он был создан ещё в 1792 году. А.В. Кузнецов служит там главным художником с 2008 года. Возможность представить работы в Москве, в  Театральном музее им. А.А. Бахрушина наверняка стала для художника своего рода творческим отчётом. Экспозиция включает макеты спектаклей и эскизы декораций и костюмов, над которыми Александр Кузнецов как художник-постановщик работал в театрах Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Уфы, Красноярская, Иркутска, Минусинска, Рязани и Курска. Он начинал в 70-е годы, участвовал в постановке более трёхсот спектаклей, за спектакль «Хмель» по рассказу А. Черкасова стал лауреатом Государственной премии РФ. Особый раздел выставки – станковые работы художника, здесь представлена библейская серия, сюжеты Священного писания.

Музейный выставочный зал выглядит не совсем обычно. Плотная шпалерная развеска на стенах. По периметру и в центре зала макеты. С потолка свисают прозрачные планшеты, на которых черным цветом напечатаны стихи. Их автор также Александр Кузнецов. Сценографические работы Кузнецова, это хорошо видно на макетах, как правило, единая установка, не перегруженная деталями, но способная к преображению, кажется, что подвижная. Главное для него – композиция, фактура, образ. В станковых полотнах и графических листах привлекают энергия цвета и строгость формы.

Генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов поздравил Александра Кузнецова его с прекрасной экспозицией: «Выставка во всех отношениях замечательная, она показывает всю палитру ваших творческих возможностей. Возможностей замечательного сценографа, который блестяще владеет всеми тайнами сценической коробки, кроме того, живописца и станковиста. Здесь представлена серия картин на библейские темы, которая открывает нам художника-философа, пытающегося осмыслить основы бытия. Работы крайне выразительны, живописны, в них заложен большой смысл. А ещё вы пишете чудесные стихи. Всё вместе это очень редкое счастливое сочетание. Александр Васильевич Кузнецов не впервые выставляется в Москве, но в нашем музее он в первый раз. И мы очень рады этому обстоятельству».

По мнению куратора выставки Нинель Исмаиловой, Александр  Кузнецов прежде всего человек театра, несмотря на всю разносторонность его занятий. И главное дело его жизни именно театр. Создавая образ будущего спектакля, он мыслит  как режиссёр, во всяком случае, его тайная  миссия  удержать смысл, заложенный драматургом.

Рассматривая представленные на выставке макеты, легко определить пристрастие Александра Кузнецова к русской и мировой классике: Чехов, Горький, Пушкин, Островский, Чехов, Брехт, Шекспир. Макетов 11, и в каждом прочитывается замечательное чувство сценического пространства, присущее художнику. Особенное внимание посетителей привлекают два макета: к брехтовскому спектаклю «Мамаша Кураж и её дети» и тургеневскому «Нахлебнику». Эта постановка в силу обстоятельств не осуществлена. Остаётся только удивляться, как один и тот же художник может так по-разному работать над оформлением спектакля. Если «Нахлебник» совершенно воздушный, светлый-светлый, со сценой запорошенной летящими и падающими осенними листьями, то в «Мамаше Кураж» поражает «тяжёлая поступь эпохи», эпохи долгой войны и человеческих потрясений и страданий. По периметру сценического пространства, на уровне второго этажа Кузнецов расположил колёса от телеги, всё перемалывающие, тяжёлые и огромные по сравнению с крошечной кибиткой Кураж в центре сцены.

Александр Кузнецов – человек театра и в своих станковых работах, которые также невероятно театральны. Они декоративны, красочны, нелинейны, их можно назвать сложно-сочинёнными. Художника влечёт зачастую непонятный с первого взгляда лабиринт линий и красок. Очевидно его увлечение библейскими сюжетами. Достаточно перечислить названия полотен: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Магдалина», «Святое семейство» и некоторые другие. Каждую работу отличает яркая образность, в некоторых случаях – неожиданный поворот сюжета. Так в «Несении креста» тяжеленный деревянный крест словно бы уравновешивает маленькая  яркая птичка, присевшая отдохнуть на бедро Христа, бредущего дорогой смерти. Притягивает глаз «Путешествие в Египет», нежно-голубое, семейное, камерное. Необычно решено «Святое семейство» – красное с белым, чуть-чуть синего, картина получилась декоративной и ярко-агрессивной. А «Магдалина», напротив, бело-серо-черная, почти абстрактная – линии, пятна, которые и создают образ.

Заведующая литературно-драматической частью Курского театра драмы им. А.С. Пушкина Ольга Люстик прочитала письмо художественного руководителя театра, народного артиста России Юрия Бурэ, адресованное организаторам выставки. После слов благодарности Бахрушинскому музею, он пишет: «Самое сложное в работе театрального художника – при внешней простоте, строгости линий и форм, без лишних деталей создать выразительный образ спектакля. Всё это относится к работам Александра Васильевича Кузнецова. Он всегда предлагает своё решение, умеет аргументировать и отстаивать свои идеи. Каждый его вариант декорации – новый подход, новое художественное воплощение главной мысли автора пьесы». На вернисаже также выступили те, кто в разное время и в разных городах страны сотрудничали с Александром Кузнецовым: актёр и режиссёр Николай Попков, режиссёр, художественный руководитель мастерской ГИТИСа Александр Каневский, режиссёр, кандидат искусствоведения Вячеслав Сорокин, заслуженный артист, актёр Рязанского театра на Соборной Виктор Шульц. Все они говорили об Александре Васильевиче  как о выдающемся художнике-сценографе.

В свою очередь Кузнецов поблагодарил всех, кто участвовал в создании выставки – музей, его директора, куратора, интеллигентных монтировщиков, бережно собиравших экспозицию. На вернисаже художника ждал сюрприз: Дмитрий Родионов вручил Александру Кузнецову  подарок: миниатюру с изображением чертополоха – это символ Бахрушинского музея и  сборник  его стихотворений, специально изданный музеем к открытию выставки.

Текст – Галина Фадеева, фото – Леонид Бурмистров

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок