Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Вечер фильмов Андрея Хржановского по сценариям Тонино Гуэрры

11

02

10 февраля 2017 года в мемориальном музее-квартире В.Э. Мейерхольда – отделе ГЦТМ им. А.А. Бахрушина отмечали 143-ю годовщину со дня рождения Мастера. «Всех нас поздравляю с днём рождения Всеволода Эмильевича. Ура!», – приветствовала собравшихся Наталья Макерова, заведующая музеем-квартирой. В этот день здесь всегда происходят значительные художественные события – встречи, спектакли, выставки. В нынешнем году таким событием стал просмотр трёх фильмов кинорежиссёра Андрея Хржановского, которые объединяет имя Тонино Гуэрры, знаменитого итальянского киносценариста, много сотрудничавшего в том числе и с Федерико Феллини: «Лев с седой бородой», «Долгое путешествие» и третий – интервью с героем, он называется «Чего боится Тонино Гуэрра». Этот просмотр – часть важного для музея-квартиры В.Э. Мейерхольда проекта сезона 2016/2017 годов – фестиваля фильмов, снятых А.Ю. Хржановским, который начался в сентябре прошлого года и закончится в марте нынешнего. «Домовым» благодарно называла режиссёра М.А. Валентей, внучка В.Э Мейерхольда, создательница мемориального музея-квартиры, он был среди тех, кто бесконечно помогал ей в этом непростом деле, и благодаря кому музей, наконец, был открыт.

Но сначала, как и положено на дне рожденья, подарки. На импровизированную музейную сцену вышла главный художник Московского театра кукол на Бауманской Евгения Шахотько. Она принесла трёх замечательных кукол, которые были сделаны для театрального капустника, а в будущем, возможно, станут героями нового спектакля театра, который войдёт в репертуар. Это сам Мейерхольд, у которого волосы иногда стают дыбом, и его, как было сказано, соседи – Станиславский со своей знаменитой улыбкой на лице и М.Н. Ермолова с ярко горящими глазами.

Планировалось, что в день рождения Мастера в музее состоится творческий вечер Андрея Хржановского, но по разным причинам он не смог быть. Просмотр фильмов, все они удостоены множества международных призов, предварил Владимир Забродин, по словам Н.Ф. Макеровой, друг музея, специалист по творчеству С. Эйзентейна и соавтор Андрея Хржановского. Они вместе создали книгу об Э. Гарине, любимом актёре В.Э. Мейерхольда, которая была опубликована лишь через 25 лет после того, как была написана, из-за цензурных соображений. Он сказал, что когда впервые посмотрел фильм «Лев седой бородой» (художник Сергей Бархин, киностудия «Шар»), был абсолютно уверен, что А. Хржановский создал собственный автопортрет. И был весьма удивлён, когда режиссёр объяснил ему, что это посвящение Ф. Феллини.

В основе сценария сказка, написанная Тонино Гуэрро, грустная история об удивительном цирковом льве, который, состарившись, больше не может поражать зрителей своими необыкновенными трюками. Тогда дрессировщик, его роль озвучивает сам сценарист, почувствовав близкий конец своего друга, отвёз его на автобусную остановку, накрыл пиджаком и оставил одного. Утром появились овцы, целое стадо овец. Они окружили льва, потом превратились в огромную белую тучу и, растворившись в облачной белизне, унесли его с собой. В этот момент у зрителей слёзы наворачиваются на глаза, и ещё долго стоит перед глазами лев с лицом (оказывается, у львов бывают лица) древнего библейского мудреца.

Картина «Долгое путешествие» создана по рисункам Ф. Феллини, которые вызывают в памяти самые разные его картины, снятые по сценариям Тонино Гуэрры. Персонажи анимационной ленты плывут на корабле к воображаемому очарованному острову. Рисунки – важная часть наследия великого итальянского кинорежиссёра, конечно, не так известная, как его фильмы. Поэтому обращение к ним можно считать замечательным просветительским опытом. По фильмам Хржановского можно изучать всемирную историю искусств, мировой кинематограф, они могут служить образцом в решении многих чисто профессиональных кинематографических задач. Третья картина «Чего боится Тонино Гуэрра» – интервью с ним, включающее рассуждения о свободе творчества и киноцитаты из двух других показанных в этот день картин.

Предыдущий, январский просмотр фильмов фестиваля Андрея Хржановского в музее-квартире В.Э. Мейерхольда познакомил зрителей с его картиной «Олег Каган. Жизнь после жизни», снятой в 1997 году через 7 лет после смерти её героя, выдающегося скрипача Олега Кагана. Это совсем другое кино – двухчасовая документальная лента с множеством интервью, включением кадров официальной кинохроники и домашнего видео, наполненная музыкой, исполняемой самыми выдающимися исполнителями своего времени. История жизни великого музыканта, рассказанная им самим и его ближайшими друзьями. Но слова здесь не главное. Главное – удивительное соединение музыки и изображения, видеоряда. Первый кадр картины – метроном, отбивающий мгновения жизни, каждое движение которого, увы, приближает смерть. Другое важный кадр ленты, ставший её лейтмотивом, лицо Олега Кагана после испытаний химиотерапией: ничего не осталось от прекрасной кудрявой шевелюры, но прежний свет излучают удивительные серые глаза. Фильм включил кадры концерта, который музыкант сыграл в последнюю неделю своей жизни, и его интервью, данное за три дня до смерти.

Но главное здесь жизнь, жизнь во всех её проявлениях – жена (Наталия Гутман), дети, дружбы, и бесконечная музыка: концерты, фестивали, гастроли, выступления с самыми известными исполнителями. На этом фоне слова кажутся просто сносками, хотя произносят их выдающиеся люди. М. Ростропович называет Олега Кагана «художником необычайно нежности». «Это такое редкое качество на сегодняшний день, когда люди так огрубели», – считает Ростропович. «Музыка в его исполнении может говорить о чём-то другом, большем, чем просто музыка… Это ощущение всегда возникает в концертах Олега Кагана», – мнение А. Шнитке. Выдающийся европейский дирижёр Серджио Чилибидаке сказал так: «В музыкальном отношении ему не было равных. Он был ангел. Логикой невозможно постичь это явление… он был воплощением самой гармонии». «Для Святослава Теофиловича (Рихтера) он был как бы сыном», – говорит Нина Дорлиак.

В картине много чисто художественных высказываний и открытий, её отличает совершенно необычный кино-язык. И в то же время она является точным портретом времени, советского времени, О. Каган родился в 1947 году. Так, когда мальчиком он приедет учиться в Москву, знаменитый скрипач – педагог Ю.И. Янкелевич посоветует родителям сменить фамилию сына «Каган» на русскую фамилию его матери. Прозвучит в фильме и то, что Олега подолгу не выпускали на зарубежные гастроли. Кажется, прошло то время, и мы уже живём совсем в другом, когда создаются такие прекрасные фильмы. Однако, исполнилось 20 лет с момента выхода этой картины, а она практически не имела проката и видели её едва ли сотни зрителей

Фестиваль фильмов А. Хржановского в музее-квартире В.Э. Мейерхольда закончится 16 марта нынешнего года просмотром ещё одной совершенно необычной ленты режиссёра, включившей и игровое кино, и мультипликацию, и кукольный театр. Это фильм «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину» (сценарист Ю. Арабов) об Иосифе Бродском. Картина была снята в 2008 году, и её также видело совсем немного зрителей.

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок