Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Репортаж с открытия выставки «Тандем. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко»

18

01

12 января 2017 года в мемориальной мастерской выдающегося сценографа Давида Боровского – отделе ГЦТМ им. А. А. Бахрушина – открылась выставка «Тандем. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко». Театральные художники Ольга Твардовская и Владимир Макушенко здесь совершенно свои люди, они делили эту мастерскую с Давидом Боровским с самого начала её существования и до его смерти в 2006 году. До того у них была общая мастерская на Верхней Радищевской, недалеко от театра на Таганке.

Твардовская и Макушенко с 70-х годов активно работают в театре, они оформляли спектакли самых известных в то время режиссёров Москвы и не только, однако эта экспозиция в музее-мастерской Давида Боровского – их первая персональная выставка. Владимир Макушенко ушёл из жизни в 2011 году. Все, кто выступал на вернисаже до Александра Боровского, подчёркивали, что, как истинные интеллигенты, художники никогда не гнались за славой и не стремились быть на виду. Тем не менее, их негромкий голос всегда звучал очень убедительно.

Значительным художественным событием в культурной жизни Москвы назвал выставку Ольги Твардовской  и Владимира Макушенко Генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов. «Выставка камерная, но здесь представлены лучшие работы художников,  значительные в истории театра. И конечно, поражает удивительное соединение выставки и пространства, в котором она происходит». Приветствуя  Ольгу Александровну, к  которой обращены были в этот день все взгляды и все слова, а также её сестру доктора исторических наук Валентину Александровну, Дмитрий Родионов сказал: « Для нас имя великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского значимо так же, как и для вас. Вы верны в искусстве и в жизни его этическим и эстетическим идеалам, и мы стремимся к этому». Директор  поблагодарил всех, кто участвовал в создании экспозиции, прежде всего куратора и автора каталога Анаит Оганесян.

«Они всегда «добивались стилистического единства всех компонентов визуального пространства. Использовали предельно лаконичный изобразительный язык, продуманно выбирая и форму сценических костюмов и объектов. Настаивали на том, что эстетическая целостность театрального произведения неотделима», – пишет Анаит Оганесян в каталоге. И подтверждением её словам – эскизы на стенах мастерской и макеты на стеклянных подиумах, стоящие на широких подоконниках: – к «Тилю», «Вору» и «Иванову» Марка Захарова в «Ленкоме»; «Порги и Бесс» Льва Михайлова в МАМТе; «Ревизору» и  спектаклю «Любовь и голуби» Валерия Фокина в «Современнике», и другим. Все работы выглядят самостоятельными произведениями искусства. А многие из оформленных художниками спектаклей знаменовали совершенно новое время, пришедшее на наши театральные подмостки.

Выйдя на импровизированную музейную сцену, Анаит Оганесян говорила о том, что вместе с Григорием Гориным и Марком Захаровым  Ольга Твардовская и Владимир Макушенко сочинили удивительного в ту пору  «Тиля», открывшего  путь к новому для театра. По её мнению, Валерий Фокин, работая с Твардовской и Макушенко над спектаклем «Говори» в Московском театре им. М.Н. Ермоловой в 1985 году, понял, до какой степени художники являются соавторами режиссёра. Их театр невероятно разнообразен, они владеют абсолютно всеми приёмами и методами мастерства, именно поэтому художественный руководитель Государственного академического театра драмы им. Л.Н. Толстого в Липецке Владимир Пахомов, безудержный и неистовый постановщик чеховских спектаклей, пригласил  их  для совместной работы. Владимир Макушенко много лет был главным художником Липецкого театра.

Анаит Оганесян прочитала письмо Риммы Кречетовой, адресованное Ольге Твардовской. Из-за болезни она не смогла присутствовать на вернисаже. «… Как замечательно, что вы и Володя опять вернулись в этот последний, увы, кратковременный, ваш общий с Давидом Львовичем творческий дом. В большом пространстве истории он ведь существовал десятилетия…»

«Я залюбовался образами, цветом и драматургией ваших работ», – обратился к Ольге Твардовской режиссёр Юрий   Норштейн, – ваши эскизы должны подчинять режиссёров. Когда их рассматриваешь, понимаешь, что «двигателем» является именно художник. Кажется, что вы можете даже поменять драматургию действия». Ольга Твардовская передала Юрию Норштейну двухтомник военных произведений Александра Твардовского. Ей очень понравилось, как он читал стихи её отца  на канале «Культура». Юрий Борисович сказал, что хотя рос он среди шпаны в Марьиной Роще, но все там наизусть знали «Тёркина».

Борис Мессерер рассказал, что в течение долгих лет был в большой дружбе с Владимиром Макушенко. Он вспомнил о сильном впечатлении от спектакля «Тиль», с которым  было связано ощущение нового театра.  Что же касается работ, представленных в экспозиции, то, по его мнению, они поражают внимательным отношением к мелочам и деталям.  Художественный почерк без броскости, но все  образные решения убедительны и покоряют зрителей.

Виктор Архипов учился с Владимиром Макушенко в Суриковском институте. Прежде всего, он сказал, что очень рад, что, наконец, состоялась первая персональная выставка Ольги Твардовской и Владимира Макушенко. «Макеты совершенно не носят, как это часто бывает, технического характера. Впечатление, что здесь сама душа проглядывает через руку художника. Теперь, как правило, все работают по-другому. А тут удивительное единство, эскиз как бы переходит в макет, их не отделить друг от друга. В 70-е годы не всё можно было говорить вслух, мы часто пользовались эзоповым  языком,  и в то же время именно художники первыми стали высказываться  свободно». Что же касается представленных здесь эскизов декораций, «они невероятно красивы, не только передают идею спектакля, но живут  как самостоятельное произведение искусства», – считает Виктор Архипов.

Ольга Твардовская поблагодарила всех, кто участвовал в организации выставки и, в первую очередь, Бахрушинский музей. «У Боровского мы на своём месте, – сказала она. – И эта мастерская была общей, и предыдущая. И мы были не просто соседи, а коллеги и друзья, люди одной культуры».

Александр Боровский поздравил Ольгу Александровну с открытием выставки и преподнес ей букет лиловых цветов. Так закончился вернисаж.

Галина Фадеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок