Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Репортаж с открытия выставки Ирины Старженецкой и Анатолия Комелина «Запад солнца»

«Запад солнца» – такой загадочной, на первый взгляд, фразой названа открывшаяся 14 февраля 2019 года, в одном из выставочных залов Главного здания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина  персональная выставка живописца Ирины Старженецкой и скульптора Анатолия Комелина. Таинственные слова восходят к псалмам царя Давида, которые славят Бога, создателя всего сущего. И действительно, экспозиция повествует нам о прекрасном мире, и здесь всё в гармонии. Как это ни удивительно, архитектурные памятники античности и невероятные по колористике и форме цветы на станковых полотнах Старженецкой  прекрасно уживаются с очень современными по форме скульптурными работами Комелина. Они сделаны из самых неожиданных материалов: гипс, проволока, строительный утеплитель и ещё многого, чему мы даже не знаем точного применения. «Когда б вы знали, из какого сора…». На первый взгляд, очень простые, они словно бы фиксируют зарождение мира, возвращают нас к сказкам и рассказывают о современной цивилизации с её прекрасными достижениями и страшными военными историями. Живопись и скульптуру здесь объединяют пра-формы, символистские аллюзии и создаваемый ими простор для воображения. А ещё абсурдистский порой подход и замечательное чувство юмора обоих авторов. На открытии выставки собрались друзья и коллеги художников. И многие в своих выступлениях говорили о том, что эта гармония не случайна. И. Старженецкая и А. Комелин много лет вместе, они муж и жена, и замечательно, что вернисаж пришёлся на День всех влюблённых.

Заместитель Генерального директора ГЦТМ имени А.А. Бахрушина А.М. Рубцов отметил, как меняется привычное для музейщиков выставочное пространство, как оно наполняется особым магнетизмом, художественными образами и смыслами, когда в него «входит» художник. И мир каждого, кто выставляется в Бахрушинском музее неповторим. И  глядя на эту выставку вспомнил монолог Нины Заречной из «Чайки» А.П. Чехова: «Люди, львы, орлы и куропатки, молчаливые гуси…» и добавил «лягушки, слоны». Конечно, мир здесь представлен удивительный, мифотворящий мир природы, архитектуры, в котором особое место занимает человек. И всё связано воедино. Сегодня, когда выставка ещё монтировалась, сюда зашли дети, – продолжал А. Рубцов. – Они так молниеносно и непосредственно прореагировали на работы Анатолия Комелина. Им так понравились эти проволочки. Вместе с детьми вспомнили, как в летние погожие дни каждый из нас находил на улице скрученные проволочки, говорили: вот эта похожа на змею, а вот эта на бабочку. Любили крутить проволоку, придавая ей различную форму. Детское восприятие мира особенно читается в работах Анатолия Комелина. И я вдруг понял, что выставка не только для взрослых. Нам будет очень интересно приводить сюда детей. И я даже думаю, что глядя на эти работы фантазия им больше подскажет, чем взрослым».

«Пара этих артистов, Старженецкая и Комелин, они словно два антипода – сказала, выступая на вернисаже, художник, действительный член РАХ РФ Наталья Глебова. –  Нежная блондинка Ира и жгучий Комелин, он раньше ещё с чёрными кудрями был. Он скульптор. А она живописец. В этом союзе и молнии летают, и гармония бывает. Но при этом их искусство, отличное от всех других художников, родится совершенно самостоятельно. Я этим восхищаюсь, потому что здесь гармония двух противоположностей. Хочу сказать про живопись Ирины. Я в восторге от её античной серии, греческой. В первый раз мы были в Греции вместе. И я это же видела. Но, наверное, другими глазами. Я тоже видела все памятники. Но Ира их сделала более собирательными, более эпическими. И более величественными. Ира недавно была на выставке    Куинджи, и очень здорово о нём говорила. Ей там понравилось то, что есть и у неё самой: отношение к пейзажу, как к большой планете, воздуху и земле, небу и морю». Наталья Глебова назвала пейзажи и портреты Ирины Старженецкой ласковыми и нежными.  «Она таким образом краску мешает, что цвета удивительно один в другой вплывают. Здесь панно с цветами, я в восторге от него. Оно совершенно абстрактное, но понятно, что это и цветы, и пейзаж. О таком мечтает каждый художник. Очень любовное, напряжённое, ласковое творчество». Наталья Глебова посвятила И. Старженецкой стихи Н. Заболоцкого: «Любите живопись, поэты. Лишь ей единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно…».

Подруга художников, сотрудник МГУ Елена Шестопал говорила о том, что и Старженецкой, и Комелину присуще чувство времени.  По её мнению, это очень важный и мощный фактор, который влияет на обоих художников. И это результат их общения. «Меня заинтриговала живопись Ирины с точки зрения человека, который имеет отношение к психологии, по отношению к выбору цвета, –  продолжала она. – Огромное количество пурпура, фиолетовых тонов. Это говорит о загадочности художника.  И это редкое счастье, что они оба дарят нам такие редкие формы и сюжеты. И они ведь не только художники, они ещё и садовники, – добавила Елена Шестопал, – У них изумительный сад, один из самых красивых, которые я видела».

Светлана Коткина, хранитель отдела живописи 2-й половины ХХ века ГТГ, отметила, что и Старженецкая, и Комелин из числа любимых современных авторов Третьяковской галереи. В работах обоих ощущается движение от реальности к абстракции. Она напомнила, что мама Ирины, Тамара Старженецкая, была замечательным  художником театра. И по мнению Светланы Коткиной, представленные здесь живописные работы Ирины  напоминают театр, кулисы, театральный задник.  Это очень важно для выставки в Бахрушинском музее. «Как Ирина в живописи, точно также Анатолий себя чувствует в скульптуре, –  продолжала Светлана Коткина. –  Он многообразен. Он не боится ничего, соединяет, казалось бы, несоединимые материалы. Не только разные породы камней и дерева, но порой совершенно невообразимые.  И он это очень чувствует, у него всё принимает потрясающую форму. Пластика всех работ невероятная. Не зря, наверное, в такой праздник как День Влюблённых, открывается такая двойная выставка. Здесь и любовь их друг к другу, и любовь к искусству».

Владимир Солдатов, член Правления Союза Художников Москвы сказал, что он хочет обратить внимание гостей вернисажа на то, как стильно сделана экспозиция, как она собрана. Какое высочайшее качество подачи того, что хотят показать художники. «Просто потрясающе. В этих залах было очень много выставок. И эта ни на одну не похожа. Стильно в смысле отбора. И мне очень нравится, как вы вместе. Экспозиция фантастическая. И придумано всё гениально».

О том, как эта экспозиция создавалась, в заключение вернисажа рассказала сама Ирина Старженецкая: «Во-первых, хочу поблагодарить Бахрушинский музей за предоставленную возможность выставки, –  сказала она. –  Мы очень много думали про эту выставку. И каждый сантиметр экспозиции тут не случаен. И то, что вы это видите и отметили, для нас большое счастье. Я считала, что то, что мы вымеряем сантиметры, никто не увидит, кроме нас. Но на самом деле это как-то задевает. Особенно это серьёзно для Толи, тут у него какие-то миллиметры. Мне было проще, он говорил: здесь должна висеть эта работа. А здесь должно быть так. Мы действительно работали вместе, и мы несколько месяцев, имея план зала, думали обо всём вплоть до совершенных мелочей. Это преамбула. Мне очень приятно, что Света вспомнила мою маму. Но у меня не только мама была, но и папа, он также театральный художник. Его работы есть в Бахрушинском музее. Он преподавал театрально-декорационное искусство 37 лет в Академии художеств в Ленинграде. Я выросла и родилась в театральной семье, во мне это, конечно присутствует. И ещё школа Жилинского (мастер Старженецкой в институте). А что касается нашего творческого союза, я абсолютно во всём доверяю Комелину».

Многие работы художников создавались в знаменитой Тарусе, где у них мастерская. Там же они участвовали в восстановлении и создании художественного пространства храма Воскресения Христова и собора Петра и Павла, для которого А. Комелин выполнил каменный резной иконостас, а И. Старженецкая – мозаики на фасаде и внутри собора. Она также участвовала в росписи храма Малого Вознесения на Большой Никитской улице в Москве.

 

Галина Фадеева

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок