Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Планета Юрия Купера

Юрий Купер – гражданин мира в подлинном смысле этого слова. В самых престижных галереях старого и нового света прошло уже более 50 персональных выставок художника. Наконец в Театральном музее им. А.А. Бахрушина в выставочном пространстве «Каретный сарай» открылась первая исключительно театральная выставка художника, которая будет работать до 28 мая.

Юрий Купер не только художник и сценограф, но и архитектор. Ему подвластны разные техники, будь то офорт, литография, акварель или принт. Он рисует на холсте и ткани, работает с металлом и создаёт удивительные сценические миры с атмосферой волшебства, в которых удобно существовать артистам.

Открыл выставку Дмитрий Родионов, генеральный директор Театрального музея имени А. А. Бахрушина: «Это первая полностью театральная выставка Юрия Купера в России. Сразу возникает море вопросов от чисто технологических до художественных. Когда я спросил про технику, в которой выполнены его эскизы, Юрий Леонидович перечислил несколько терминов, из чего я сделал вывод, что техника смешанная. Художника отличает безупречный вкус и фантастическая ювелирная работа. Редкое качество Юрия Леонидовича – соединять, с одной стороны, талант владения пространством, и театральным, и пространством холста, на котором мы как зрители видим эскиз, с другой стороны ‒ невидимые глазу технологии, рождающие эту красоту, и тайну, останавливающую зрителя и заставляющую его размышлять о том, как все это происходит. В загадочности и таинственности, наверное, и есть то очарование художника, которое нас притягивает. Но за этой загадкой проступают вполне ясные драматические сюжеты, как уже хорошо знакомые нам, так и совершенно новые.

Когда вы будете завершать осмотр экспозиции, вы увидите справа на одной из этикеток дату – 2018 год. Для нас он еще не наступил, а для Юрия Леонидовича он уже существует, предметно связанный с театром, с постановкой, с уже выполненной работой. До премьеры еще далеко, но художник создал фундамент будущего спектакля. Это определяет роль художника, который всегда ведёт нас туда, куда он видит, а мы пока – нет. Мы полностью доверяем ему и уверены, что он нас ведёт в правильном направлении. Я благодарю всех, кто помогал нам делать экспозицию, благодарю Юрия Леонидовича за доверие к музею, за то, что этот зал наполнился такой красотой, которая порадует зрителей, пришедших в течение месяца на выставку».

Режиссёр, народный артист РСФСР Никита Михалков продолжил: «Юрий Леонидович – это планета. У нас есть несколько совместных работ. Мы делали спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино» в Риме, в театре Арджентина. Юра – гениальный художник, всегда что-нибудь придумает, нарисует, принесёт в театр… Все штабелями падают в обморок, потому что это сделать невозможно, а Юра отвечает – возможно, только стоит дорого. Театр Арджентина после нашего спектакля был закрыт на несколько лет, потому что у них не хватало денег на другие работы /смеется/. Это была одна из самых красивых с точки зрения сценографии постановок. Там играл Марчелло Мастроянни.

О Юре можно говорить бесконечно. Он живет образами. Видят многие, но реализовать увиденное могут только очень большие художники. Юрий Леонидович такой. Часть из представленных эскизов и картин выполнена к нашему спектаклю «Метаморфозы», и это совершенно новое по компактности, аскетичности и красоте решение. Я не могу понять, как он это делает за два часа. Может быть, на него работает человек восемьдесят? /смеется/. Он всё делает быстро, и это всегда невероятно красиво. Для меня огромная радость не только работать с Юрой, но и дружить с ним в течение вот уже пятьдесяти лет».

Сам Юрий Купер с вниманием выслушал своих коллег и друзей: «Во-первых, я благодарю всех, за то, что вы пришли. Что касается «Неоконченной пьесы для механического пианино», то Никита настаивал на том, чтобы в нём была управляемая по радио бабочка, которая по тем временам стоила около четырёх тысяч долларов. Оркестровая яма должна была во втором действии подниматься каким-то сверх лошадиных сил мотором, и это было что-то неимоверное для того времени. Потом возникла гениальная идея Никиты раздвинуть дом генеральши, за которым у нас был фантастический парк, до поры не видный зрителям. Мы скупили все деревья, кустарники в цветочных магазинах. И когда раздвинулись стены дома генеральши, то даже у меня захватило дыхание.

Художник в театре зависит от режиссёра, это коллективный труд. Когда Никита говорит, что я рисую в течение одного дня или двух, возможно, это правда. Когда Пикассо кто-то спросили, сколько времени он делал ту или иную работу, он ответил – пять минут и всю жизнь. Можно сделать быстро, но для этого нужно лет пятьдесят учиться тому, как это сделать. И я все время вспоминаю одно высказывание ‒ в жизни надо заниматься только тем, что ты можешь делать быстро и легко».

Анастасия Вертинская, народная артистка РСФСР: «Я тоже сейчас размышляла, сколько же лет мы с Юрой знакомы, и бросила считать. Много, много лет его творчество окружает меня. Началось с того, что мы сделали книгу о Вертинском, затем вторую, после этого он оформил диски. И таким образом завязалось более художественная часть нашего общения. То, что мы видим сегодня на этой выставке, это лишь малая часть того, что Юра собой представляет. Он для меня как Леонардо.

Какие виды искусств ему подвластны? Я еду по Рождественскому бульвару и вижу, что уже стоит храм Новомучеников в Сретенском монастыре. Сверкают золотые купола. Это Юрина работа. Он написал достаточно биографический роман, который называется «Сфумато». Это искреннее и глубокое произведение сейчас переводится на французский язык. Он делает уникальные книги, оформляет спектакли, балеты, оперы, поёт песни, пишет стихи, выпускает диски… Недавно он показал мне проект Дома Совета Федерации, который никто его не просил делать, но он сделал. Вот такой грандиозный человек. Я счастлива, что у меня ест возможность общаться с ним. Это всегда удовольствие».

Все присутствующие на этой встрече разделяли чувства Анастасии Александровны. Эмоционально и душевно выступила однокурсница художника Светлана Жарова. Друг и коллекционер работ Юрия Купера Вячеслав Никифоров вспоминал о курьёзных случаях из жизни, а также отметил, что Юрий Леонидович уникально работает и с цветом, и со светом.

Театральный музей им. А.А. Бахрушина приглашает на выставку «Юрий Купер. Театральный роман». В экспозиции более 130 работ: это эскизы декораций и костюмов, макеты, созданные за последние 10 лет, а также книги, оформленные художником.

Елена Омеличкина

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок