Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Открытие выставки «От К.С.Станиславского до Л.А. Додина. Уроки режиссуры»

13 октября 2017 года в главном здании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка «От К.С. Станиславского до Л.А. Додина. Уроки режиссуры». Именно таким урокам и посвящён один из главных проектов открывшейся накануне первой Московской биеннале театрального искусства. Своей экспозицией Бахрушинский музей откликнулся на актуальное событие театральной жизни Москвы. Выставка «От Станиславского до Додина…»  представляет всех главных представителей режиссуры русского театра ХХ века. Среди её героев К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Е.Б. Вахтангов, О.Н. Ефремов, Г.А. Товстоногов, Ю.П. Любимов, П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, К.М. Гинкас, А.А. Васильев, Р.В. Туминас, В.В. Фокин, Л.А. Додин – всего 15 имён.

Безбрежные по своим богатствам фонды музея им. А.А. Бахрушина, наполненные театральными раритетами, позволяют кураторам любую экспозицию сделать притягательной, уникальной и неповторимой. Так и на этот раз. Совершенно по-режиссёрски решено выставочное пространство, оно поделено на 15 пространств-мизансцен, и каждое посвящено одному из героев. Но при этом все рядом и вместе: и словно бы обмениваются взглядами, словами, впечатлениями. Эту особенность экспозиции в своём выступлении на вернисаже отметит Римас Туминас, художественный руководитель театра им. Евг. Вахтангова. Портреты режиссёров, фотографии актёров, сцены из спектаклей, макеты и эскизы декораций работы знаменитых сценографов, воспоминания тех, кто был рядом с  мастерами… наконец, режиссёрские максимы. Любимый девиз О.Н. Ефремова звучит так: «Театр – это не просто спектакли, и даже не сумма спектаклей. Театр строится с компанией единомышленников».  Анатолий Васильев считает, что из всех публичных искусств только театр – «из уст в уста, из глаз в глаза, из рук в руки и от тела к телу». На церемонии открытия выставки Лев Додин озвучит кредо К.С. Станиславского, сформулированное в 1929 году критиком Александром Кугелем, кстати, противником заповедей МХТ: «Мастерство – продукт школы, а театр во всей своей сложности есть производное не только таланта, но знания и умения». У каждого из авторских стендов – монитор. Собрание Бахрушинского музея хранит значительный объем аудио- и видео-записей репетиций и спектаклей. Посетители выставки могут стать   участниками и зрителями этих представлений.

Вернисаж собрал множество театральных людей. Приветствуя всех, Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов первое слово предоставил статс-секретарю, заместителю министра культуры РФ Александру Журавскому.  «Действительно, выдающаяся выставка, очень любопытная, – сказал А. Журавский. –  Её можно назвать «В поиске антологий». Здесь  15 режиссёров, каждый со своей концепцией бытия, жизни, познания. И два мастера здесь с нами – на вернисаже. Мы живем в замечательное время, есть возможность мастерам высказываться, фиксировать свое высказывание. Надо говорить друг другу комплименты, желательно при жизни, говорить добрые слова вовремя».

«Я всех поздравляю с открытием, – сказал Римас Туминас.  – Надо тут одному походить.  В этом зале много встреч. Но самая приятная встреча с собой, ведь себя обычно не видишь. И вдруг встреча с собой. Это вдохновляет. Благодарю вас, я очень рад. Уже не поговоришь с Эфросом, но рядом Додин, с которым я часто мысленно разговариваю. И думаю, понравилось ли ему то, что ты сказал, смотрел бы он, выдержал бы? Я думаю: «от Додина и до чего?» – напомнил Р. Туминас о названии выставки.

«Спасибо, я тоже очень часто вступаю в диалог с вами. Чаще всего думаю: Риманасу не понравится», – продолжил разговор художественный руководитель МДТ – театра Европы Лев Додин. –  Что касается выставки, то, конечно, название немножко смущает, – продолжил он шутку Туминаса. –  Но я понял, что авторы просто из тактичности убрали одно слово, сократили одно слово: «От Станиславского до Додина. Точка. Докатились». И всё сразу будет точным. Я думал, что я не смогу быть на открытии, поэтому написал маленькое письмо, я его просто прочитаю, Я пытался быть коротким, когда писал, а начнёшь говорить – будешь длинным: «Все становится потоком времени, –  продолжил Л.А. Додин. –  Мы ещё барахтаемся в этом потоке, поэтому распределить роли и значение невозможно. Все те, чьи здесь представлены автографы и афиши, включая меня, что-то сделали, преодолевая огромное сопротивление, заплатив за свою последовательность немалую цену, социальную, карьерную, финансовую, личную. Дай Бог, чтобы посетители вашей неожиданной замечательной затеи увидели это. И не только зауважали бы нас, но и немного бы нам посочувствовали. Ни пуха, ни пера, с Богом».

Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина отметил, что дата сегодняшнего вернисажа совпала с днём рождения художественного руководителя театра «Ленком» Марка Захарова, и поздравил от имени музея. От «Ленкома» выступила актриса Анна Большова: «Выставка потрясающая. Очень захотелось прийти сюда снова и в одиночестве походить, посмотреть. Мне посчастливилось много лет работать в «доме, который построил Марк». Сегодня день его рождения, и мы все желаем ему долгих-долгих лет жизни. Мне хотелось бы спеть песню Окуджавы, она абсолютно подходит и этому дому. Подходит любому дому, в котором есть рулевой». Зазвучал отрывок из песни Булата Окуджавы «Музыкант»:

Счастлив тот, чей путь недолог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она.

Известный историк и исследователь театра Дмитрий Трубочкин взглянул на экспозицию с неожиданного ракурса. «Каждое музейное событие формирует свою географию, – сказал он. – Также и тут. Где находится Туминас? Напротив Гинкаса, причём, Гинкас смотрит на него очень спокойно. Слева от него Васильев, и наискосок Марк Захаров. Здесь мы начинаем задумываться о возможностях режиссёрской профессии. Есть артист, есть театр, есть текст, наконец, есть композитор и есть художник. Приходит режиссёр и начинает всё создавать заново. Получается, что это та профессия, которая пересоздаёт мир, очень интересная профессия для ХХ века». Дмитрий Трубочкин обратил особое внимание на один из экспонатов выставки. Это коллаж, в основе которого известная фотография Чехова и Станиславского в окружении актёров Художественного театра, приехавших в Ялту к своему автору. На выставке на этой фотографии, вместо актёров МХТ – герои экспозиции. Все они, кроме Станиславского, смотрят куда угодно, только не в текст Чехова. Словно бы каждый из них в этот момент размышляет о «своём театре».

И ещё один важный экспонат. Рядом с коллажем стена, увешанная подлинными режиссёрскими записками, почеркушками, рисунками, шаржами. Это всё то, о чём их авторы, наверняка, не помнят, «когда б вы знали, из какого сора…», но, оказавшись в музейных фондах, превращается в важные свидетельства театральной жизни. Обратил внимание участников вернисажа на эту стену исследователь творчества В.Э. Мейерхольда, сотрудник института Искусствознания Вадим Щербаков. «Выставка очень требовательная, – сказал он. – Она потребует от посетителя большой  работы. Мне кажется, это замечательно».

Одна из авторов выставки, профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина отметила, что эта экспозиция – её дебют в качестве куратора и поблагодарила руководителя проекта Дмитрия Родионова и своих соавторов – сотрудников музея им. А.А. Бахрушина. «Мне кажется, что наиболее правильный путь, – продолжила она, – это осмысление истории театра через тех людей, которые уже в течение века держат наше театральное небо, передают его из рук в руки, перекладывают с плеч на плечи. Ты движешься, начиная от Станиславского, по нашему театральному веку. Это история и драматическая, и зачастую трагическая, разная. И в то же время очень счастливая. Потому что самые важные мысли продолжаются, самые важные линии расцветают. Самые нужные слова звучат. И мне кажется очень важным, – подчеркнула Ольга Егошина, – что выставка проходит в рамках проекта «Уроки режиссуры». Сюда обязательно придёт сегодняшнее поколение молодых режиссёров. И это краеугольный камень всей нашей большой затеи».

Проекту сопутствуют мастер-классы лидеров сегодняшнего режиссёрского поколения, созидателей современного русского театра: Валерия Фокина, Сергея Женовача, Льва Додина, Дмитрия Крымова, Алексея Бородина.

 

Текст: Галина Фадеева

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок