Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Открытие выставки «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова». Выступления

Дмитрий Родионов, генеральный директор ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, руководитель проекта:

Для нас юбилейная выставка Аристарха Васильевича Лентулова стала необходимым и логичным проектом в контексте проводимой в последние годы музеем научно-исследовательской работы в области изменений в театрально-декорационном искусстве на рубеже 19-20 веков и нашего стремления определить преемственные связи художественных поколений в этот переломный период.

На выставке «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870 – 1930» /декабрь 2015 – февраль 2016/, мы пытались понять преемственность искусства декораторов второй половины XIX века с русским авангардом. Эта большая экспозиция открыла интереснейшие взаимосвязи и параллели, активную роль живописцев-станковистов в развитии внешней формы театрального спектакля. Естественно, Лентулов был представлен на этой выставке.

В это время мы также впервые в истории музея издали каталог-резоне «Художники Камерного театра». В нём, как неотъемлемая часть общего художественного процесса, связанного с конкретным театром, присутствовал Лентулов.

Поэтому идея Светланы Георгиевны Джафаровой о проведении юбилейной выставки Аристарха Лентулова нашла в нашем лице, как мне представляется, благодарный отклик.
Глубоко признателен Светлане Георгиевне за этот, можно смело сказать, подвиг. Если бы не её талант, глубокое знание творчества Лентулова, широкие профессиональные связи с коллегами из разных музеев нашей страны, мы бы за столь короткий срок – менее года – такой объём работ не осилили.
Искренне благодарен нашим коллегам, партнёрам из всех музеев, с которыми мы сотрудничали, за доверие к идее выставки и её поддержку.
Самые тёплые слова признательности – частным коллекционерам, передавшим на выставку некоторые работ. В числе первых, кого я хотел бы поблагодарить, – Фёдор Александрович Лентулов. С его помощью выставка обрела очень важный личный мотив: представлены вещи, инструменты Аристарха Васильевича, многие из них напрямую коррелируются с сюжетами картин в залах.

Главный художник музея Василина Овчинникова вместе с куратором выставки предложили оригинальное цветовое и световое решение залов. Оно работает на идею связи Лентулова с театром, на его театральность. Вот эти цветовые пятна в чёрном кабинете – сценической коробке – выглядят более мощно, нежели это было бы в обычных цветовых соотношениях. Также этот приём, как мне кажется, помогает сосредоточиться на работах Лентулова.

Выставка завершится изданием каталога. Продолжая современную традицию, мы выпустим каталог к финисажу, который, надеюсь, станет полезным изданием для всех многочисленных поклонников творчества А. В.Лентулова.

 

Фёдор Лентулов, правнук А.В. Лентулова:

Спасибо, что пришли на событие, для всех нас дорогое. Что хочется сказать…

На выставке мы предлагаем вам книгу воспоминаний Лентулова, которую он написал незадолго до своей смерти. В книге он описывает самые яркие и интересные события, сыгравшие важную роль и в его жизни и в российском искусстве I половины XX века. Мне хочется привести одну его цитату:

«Где же то мерило искусства, с помощью которого мы можем определить его ценность? Я отвечу, что такого мерила нет. Есть ход событий, безмолвное действие времени, которое помогает истории разобраться в ценности искусства».

При жизни Лентулов проходил некий экзамен перед современниками. И сейчас, несмотря на то, что он известный и заслуженный, перед ним – уже исторический экзамен за ту часть жизни. За I половину XX века. Нам предстоит оценить значение творчества художника сегодня и понять, в чём его уникальность, ценность и притягательность.

 

Виктор Калинин, первый вице-президент Российской академии художеств:

Я поздравляю Бахрушинский музей с очередным гвоздем сезона!

Вспоминаю выставку Лентулова на Кузнецком мосту. Она мне жизнь перевернула. У меня такое ощущение, что Лентулов жив. Ещё и потому, что я увидел здесь очень много его новых работ.

Лентулов удивительным образом транслировал завоевания времени, в котором жил, на русскую почву. Как писал поэт Ходасевич, «привил классическую розу к советскому дичку».
Он принадлежал цвету, всецело был в его власти. Это «растворение» в цвете сейчас, как мне кажется, очень актуально. В теперешнем искусстве есть какая-то бедность в этом отношении, «анемия» поразила многих современных художников.
Лентулов воспринимал цвет мистически, «купался» в нём. Бахрушинский музей предоставил нам счастливую возможность искупаться во всепоглощающем и всеочищающем цвете.

Браво, Лентулов!

 

Светлана Джафарова, куратор выставки:

Спасибо, что вы все пришли. Это означает, что вам нравится Аристарх Васильевич Лентулов. Это очень приятно.

Мы сейчас вспоминали выставку Лентулова 1987 года в ЦДХ. Когда мы её делали, была другая страна, другое время. Сейчас всё изменилось. Собрать аналогичную выставку очень трудно. Но я не буду рассказывать вам о сложностях процесса. Музей с этой работой справился.

Видите, какой у нас образ выставки? Некий театральный эффект с высвечиванием театральными софитами. Лентулов использовал этот приём в своих произведениях. Мы же через игру, заложенную в выставку, показываем «переодевание» художника в разные стили; через отдельные раритеты, за каждым из которых стоят циклы работ, прослеживаем эволюцию художественной мысли Лентулова.

Лентулов – не элементарный. Хотя, конечно, когда, например, Велимир Хлебников говорит о нём, что он вспоминает? «Был такой художник, я его недолюбливал, он лукавый, посмеивался». А Лентулов по-настоящему посмеивался над «апостолами» современного искусства, потому что, если многим современное искусство давалось трудновато, ему – легко.

Сейчас ни одна выставка о кубизме, кубофутуризме, о сравнении немецких и французских художников с русскими не обходится без Лентулова. Он не просто украшение экспозиции. Сегодняшняя оптика считывает его как абсолютно правомерного провайдера. Уже никто не говорит, что Лентулов над нами посмеивается. А Хлебников, как тонко чувствующий человек того времени, понимал, что есть какая-то ирония во всём этом. И в то же время называл Лентулова «живописцем моего нечеловеческого времени», подчёркивал эту трагическую, линию, которая обычно от нас уходит, если мы смотрим только на праздник цветовой гаммы. На самом деле Лентулов, конечно, отражает драматическую эпоху и переломы общей русской судьбы до и после революции.

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок