Илья Будратскис – известный ученый, историк, теоретик, культуролог, общественный деятель, критик, автор книг и статей, член Редакционного совета знаменитого издания «Художественный журнал» под руководством Виктора Мизиано.
И.Будрайтскис постоянно выступает с лекциями, принимает участие в российских и европейских конференциях. При этом круг интересов автора обширен и разнообразен: это и современные теории культуры, история и политика, проблемы наследия Маркса или патриотизм , русская революция или сталинизм; и конечно, актуальное искусство.
И.Будрайтскис: «… Похоже, моральная составляющая современного искусства выглядит сегодня как нечто самоочевидное. Терпимость и внимание к другому, культура дискуссии, гостеприимство, равенство возможностей, инклюзивная политика, основанная на стремлении действовать вместе, — все это уже давно привыкли воспринимать как необходимое отсутствующее. Искусство, в том числе и то, которое определяется как «критическое», как бы призвано постоянно напоминать об этике, неизменно провозглашаемой в качестве идеала, но бесконечно далекой от реальной жизни. Это правила, которые нужно знать для того, чтобы избегать их исполнения на практике… …..Можно ли сказать, что в наши дни одним из источников нового партизанства может стать именно искусство — то самое искусство, которое все привыкли воспринимать как символ консенсуса и компромисса? Ведь именно эта новая роль носителя консенсуса, примиряющего общество с самим собой, дала искусству возможность выйти далеко за пределы собственной традиционной территории. Современный художник, как бы наделенный чрезвычайными полномочиями миротворца, может сегодня выступать и как ученый, и как политический активист, и как смелый исследователь скрытых механизмов власти. Критический художник аккумулировал в себе все стороны партизанских тактик прошлого — чтобы употребить их для призыва к миру и моральному обновлению. » /«Искусство как партизан?»// Художественном журнале№101/
И.Будрайтскис: «Сейчас в Лиссабоне довелось выступать на одной конференции с главой местного департамента по интеграции мигрантов. До сих пор под впечатлением. Такой высокий красивый португальский мужчина средних лет, в хорошем костюме, приятно пахнущий дорогими духами, с массивным золотым перстнем на пальце. Речь примерно следующая: Если вы спросите меня кто такие португальцы, я отвечу — это люди мира. Карфаген и Рим, христианство и ислам, Европа и Африка – все это есть в каждом из нас. Наша идентичность – это память о собственном прошлом, о разнообразии, сотрудничестве и встречах культур, без которых Португалия не была бы собой. Это другие в нас. Но знаем ли мы самих себя? Расисты и популисты все громче кричат об угрозе португальской идентичности со стороны мигрантов. Эта кучка фашистов не желает помнить, но мы – помним. Родной язык и обычаи. Литературу и кухню. Экономику и поэзию (далее следуют примеры слов, заимствованных у арабов, и блюд, пришедших из Африки, все сопровождается красочной презентацией). Однако миграция — это не только наше прошлое, но и наше настоящее. Каждое седьмое рабочее место в стране создано мигрантами. Сама жизнь сделала их более восприимчивыми к новому. Мигранты трудолюбивы и перформативны. Зал сидел завороженный. И я тоже — вот это уровень государственного чиновника!»