Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



«В её танце отразилась эпоха». К 100-летию со дня рождения О. В. Лепешинской

18.11

11.12
Купить билет Билеты в кассе
Дом-музей М.Н. Ермоловой/Театральный салон на Тверском бульваре



С 18 ноября 2016 года в Театральном салоне на Тверском бульваре открывается выставка «В её танце отразилась эпоха». К 100-летию со дня рождения Ольги Лепешинской /1916-2008/.

Великая балерина и общественный деятель, Ольга Лепешинская была необыкновенно чуткой к требованиям времени. Внучка народовольца и дочка советского инженера, она с детства искренне верила в счастливое коммунистическое будущее. Балетмейстер Ростислав Захаров вспоминал: «… она, надев высокие сапоги и ватник, спускалась в шахту строившегося тогда метро, рыла котлован под новое здание на Каляевской улице, в дружной молодёжной ватаге ездила копать картошку. И тут же, буквально на следующий день, сменив сапоги на атласные туфельки, выходила на сцену сказочной принцессой».

Однако роли сказочных принцесс классического репертуара были не столь важны для Ольги Лепешинской /она даже отказалась от партии Одетты-Одиллии из «Лебединого озера», не подходившей ей по темпераменту/. Её увлекали поиски советских хореографов, обогащавших балет элементами народных танцев и акробатики, пантомимы и драматического театра. Революционны были и сюжеты новых балетов, например, «Три толстяка» по роману Юрия Олеши, «Красный мак» на тему революции в Китае, «Пламя Парижа» о французcкой революции. Сам И.В. Сталин любил смотреть на Ольгу Лепешинскую в роли Жанны в балете «Пламя Парижа», и часто приезжал ко второму акту на её сольный танец.

Во время Великой отечественной войны Ольга Лепешинская выступала в составе фронтовых бригад актёров в кузовах грузовиков, поднимая боевой дух солдат. Награды За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Москвы» были самыми любимыми из тех четырнадцати, которыми её удостоила Советская власть.

Чудом сохранённые личные вещи Ольги Лепешинской помогут увидеть её и как танцовщицу по имени Лёшка /детское прозвище/, и как любимую балерину Сталина. Однако это не просто рассказ о богатой и насыщенной событиями жизни звезды XX века, а своего рода исследование, как меняет человека и его ценности эпоха, в которой он живёт. Ольга Лепешинская смогла воплотить образ идеальной женщины Страны Советов с её искренней верой в то, что мир можно изменить своими руками и счастливое будущее обязательно настанет. Она стала свидетелем и строительства этого нового мира, и его разрушения.

Ирина Гамула, главный хранитель Театрального музея им. А.А. Бахрушина, куратор выставки:

«Хотелось, чтобы выставка была не только юбилейной, но и стала поводом переосмыслить сложившиеся штампы об Ольге Васильевне  Лепешинской. По воспоминаниям Майи Плисецкой многие знают, что артисты Большого театра замирали, когда Ольга Васильевна звонила в Кремль своему супругу, Леониду Райхману. Однако неправильно вешать ярлыки и думать о ней как о монстре, женщине, которая пользовалась всеми благами жизни и была замужем за сподвижником Берии. Хотелось показать живого человека, блестящую балерину своего времени, в чьем танце действительно отразилась эпоха со всеми её взлетами и падениями».

Лариса Черепанова, старший научный сотрудник Музея Большого театра:

«В Большом театре есть традиция: 24 сентября спектакль «Дон Кихот» посвящают Ольге Лепешинской. В этом году мы приурочили к её юбилею  выставку, и рады, что нашу эстафету принял Бахрушинский музей.  Наша выставка была скромнее, и состояла в основном из фотографий и костюмов. Здесь же более широко представлены эскизы декораций и костюмов, афиши, цитаты из книг об Ольге Васильевне.

Ольга Лепешинская до конца своих дней сохраняла фантастическую работоспособность, артистизм, стихийность,  которые заражали зрителей и участников спектаклей, стремилась к справедливости. К примеру, во время ремонта здания близ Большого театра, где располагается теперь Новая сцена, со стены исчезла мемориальная доска, посвященная великому балетмейстеру Александру Горскому. Ольга Лепешинская  это заметила и добилась того, что доску нашли и возвратили на место в 2008 году».

Людмила Воскресенская, балетмейстер, заслуженная артистка РСФСР:

«Однажды  Раиса Стручкова поручила мне написать статью о педагоге-репетиторе Тамаре Петровне Никитиной, и  я приехала к Лепешинской, её ученице. Ольга Васильевна приняла меня дома, и оказалась удивительно светлым человеком.

Тамара Петровна передала ей умение музыкально выстроить образ, не говоря уж о великолепной технике.  Посмотрите на видео: как  она сопровождает взглядом взмах руки, и как ей самой хорошо от этого. Она тоже умела так технически выстроить учеников, чтобы они могли танцевать легко, артистично, правда, преподавала за границей.

Мы всегда должны помнить об этой балерине, она была настоящей звездой».

Выставка продлится до 11 декабря 2016 г.

СМИ о выставке:

Marie Claire

Вернуться к списку мероприятий
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок