«Я свободен» — важнейший этап формальных поисков Павла Пряжко, пьеса из 535 фотографий и 13 подписей к ним. В попытке ответить на вопрос, каким может быть театр сегодня, белорусский драматург последовательно подвергал сомнению необходимость конфликта, события, диалога, вообще наличия героя и его прямой речи, схлопывал пространство пьесы до двух коротких предложений — парадоксальным образом продолжая работать с театром как, с его тканью, его пространственно-временным фундаментом. В «Я свободен» он заходит как никогда далеко: фактически отказываясь от слова как необходимого элемента текста, Пряжко будто отказывается от собственного присутствия в теле пьесы, позволяя необузданной и неотобранной реальности говорить самой за себя.
«Я уже много раз говорил о том, что предпочитаю иметь дело с текстами, бросающими мне, как режиссеру, вызов. Я люблю работать с текстами неигровой структуры, найти театральный эквивалент для которых на первый взгляд не представляется возможным.
В этом смысле пьеса белорусского драматурга Павла Пряжко бросает вызов тем, что полностью отменяет все традиционные правила театрального действия. Текст пьесы «Я свободен» состоит из 535 фотографий и 13 подписей к ним. Согласно требованиям драматурга, эти снимки проецируются на экран, причем на каждый из них отводится ровно семь секунд проекции. Кадры появляются на экране в строго определенной драматургом последовательности и складываются в законченный, пусть и невербальный, сюжет — точнее, в несколько самостоятельных историй, которые вполне может вычитать внимательный зритель» /Дмитрий Волкострелов о спектакле/.
Спектакль – участник фестивалей «Любимовка» /Москва, 2012/, «Новая пьеса» /программа фестиваля «Золотая маска», 2012/, «Театральные конфронтации» /Люблин, Польша, 2012/, «Baltic Circle» /Хельсинки, Финляндия, 2013/, Красноярская ярмарка книжной культуры /спецпрограмма, 2013/
«Да это вообще не театр, — говорили зрители самой свежей работы Пряжко и Волкострелова “Я свободен”, — это надо в галерее показывать». В галерее не надо, хотя от театра и правда остался один режиссер с лэптопом, показывающий слайд-шоу и произносящий несколько коротких реплик. В галерее все давно бы ушли, а в театре сидим и смотрим, кашляем, шуршим.
«Я свободен» — последний шаг, уничтожение субъекта. «Текст» пьесы состоит из 535 фотографий и 13 подписей к ним. Снимки часто размыты, скадрированы кое-как, периодически возникают серии почти одинаковых картинок: визуальность так же неотредактирована и лишена любых намеков на эстетическую ценность, как речь в «Хозяине кофейни». Сюжет — чей-то унылый осенний отпуск, чья-то унылая прогулка в парке, а под конец вообще «это мама попросила недорогие диваны в магазине сфотографировать». Где-то в середине произносится реплика: «На следующей фотке я».
И этот «я» — свободен, потому что анонимен, размыт, неуловим, отвязан и гуляет сам по себе. Ситуация, обратная той, что была в известном фильме Виталия Манского «Частные хроники. Монолог», где любительские съемки из сотен семейных архивов скреплял закадровый рассказ от лица вымышленного персонажа, чья жизнь была зарифмована с историей последних десятилетий СССР. Субъект спектакля «Я свободен» — хармсовский рыжий человек, у которого не то что истории, а вообще ничего не было, «так что непонятно, о ком идет речь».