«Щепкин. Предчувствие театра будущего». Авторская экскурсия Натальи Пивоваровой.
12+
М.С.Щепкин – центральная фигура в истории русской культуры, великий актер, реформатор сценического искусства, интерпретатор великой драматургии, актер-гражданин. Судьба Щепкина – пример рождения свободного человека, интеллигента, осмысляющего судьбу своей страны, миссию театра, актера – как воспитателя поколения, театр как школу этического, интеллектуального и эстетического просвещения.
Щепкин включается в процесс формирования нового реалистического художественного мышления в конце 20-х годов девятнадцатого века и становится его лидером на сцене, руководителем целого поколения актеров, которые продолжили его дело.
Великий актер говорил со зрителем о самом важном – о счастье и ответственности, о достоинстве человека, о свободе и одиночестве, разбитых надеждах потерянного поколения, о маленьком человеке, об униженных и оскорбленных.
Малый театр, во многом благодаря реформе Щепкина, начинает играть роль кафедры, парламента и второго университета. И Щепкин указывает вектор развития русского театра, утверждает его великую миссию в процессе формирования гражданского общества.
Первооткрывателем нового сценического языка в России стал Михаил Семенович Щепкин. Великий художник возглавил целую плеяду актеров реалистического метода, вызванных к жизни аналитической, полифонической драмой, которая диктовала установление новых театральных принципов и законов. Щепкин стал не только лидером складывающегося театрального ансамбля, но и организатором, своеобразным режиссером целостного эстетического мира. Его творчество указывает направление развития русского театра, вернее — основной линии нашей национальной исполнительской школы.
Открытия сценической реформы Щепкина вели актерам по пути сценического переживания, и утверждали принцип сценического перевоплощения, цель которого создание целостного, Щепкина через раскрытие в первую очередь истины страстей, душевно-психологического мира героя, его социально исторических черт и т.д.
Открытия, которые были совершены сценическими художниками этого времени, стали тем основанием, на котором следующие поколения театральных деятелей будут строить уникальный отечественный театр нового времени. И к концу столетия окончательно складывается образ национального театра с великими традициями, театра, открытого к экспериментам на всем сценическом пространстве. Рождается современныйрежиссерский театр – МХТ. Театр, который выражал основные черты менталитета русской культуры и умел говорить с обществом о самом сокровенном: о Человеке и об Истории.
Следует говорить о связи системы К.С.Станиславского и реформы М.С.Щепкина.
Рождение на рубеже веков режиссерского театра стало итогом пройденного пути русской театральной культуры. И одновременно – началом великого полифонического театра, в контексте которого складывались и развивались разнообразные стилистические направления и эстетические системы.