Алексей Левинский (1947) известен в первую очередь как актёр и режиссёр,педагог по биомеханике Мейерхольда, дающий мастер-классы по всему миру; российский первооткрыватель европейского театра абсурда.
Другая, незнакомая зрителю часть его творческой биографии – это серьёзное увлечение рисованием. Ещё до поступления на актерский факультет в Школу-студию МХАТ Левинский начал заниматься живописью.
Стилистика его работ навеяна учителем, графиком и иллюстратором, Михаилом Рудаковым, встреча с которым потрясла двенадцатилетнего Левинского: «Всё в нём меня поразило: картины, взгляды на жизнь, быт. Под его влиянием я начал рисовать. Михаил Захарьевич давал задания, разбирал и направлял меня, отмечал, что получилось, что нет».
На Левинского как на художника повлияло увлечение биомеханикой Мейерхольда и итальянской комедией масок. Картины насквозь пронизаны театром: в них вариативность, игра, импровизация и сценическая условность. Одна из любимых тем – изображения Арлекина и Пульчинеллы. «Мы видим взгляд в прорезях маски, и каждый раз он другой. Двусмысленность, загадочная двойственность, многообразие в однообразном, сложность в простоте, идущей от нежелания казаться тем, чем не являешься, характерны для сценических работ Алексея Левинского», – говорит Елена Левинская.
На выставке представлено около 250 работ, выполненных в технике гуаши, пастели, угля. Нарочито простые названия и сюжеты – «Персонаж», «Двое», «Красавица», «Кувшин» – постоянно повторяются, потому персонажей не так много, как кажется на первый взгляд, просто они, подобно актёрам труппы, на протяжении сорока лет играют разные роли. Магия работ Левинского в их театральности – персонажи и предметы наделены характерами, способны перевоплощаться.
Вадим Щербаков: “Левинский — это большой талант. Это ведомо абсолютно всем, кто видел его роли, его спектакли. И скажу тривиальность, из разряда ходячих истин: «Талантливый человек во всём талантлив». И то, что мы видим на стенах этой галереи, меня совершенно сразило неожиданной талантливостью. Знаете, в настоящем театре неожиданность не появляется «с бухты-барахты». Она всегда как-то подготовлена, как-то закономерна. И я, пройдясь перед началом нашего мероприятия по галерее, вспомнил о том, что от Мейерхольдовских учеников, от тех, кого он учил в начале двадцатых годов, остались лучшие в актёрском мире люди изобразительного искусства. Вячеслав Петрович Нечаев об этом рассказывал: как много книжек с картинками досталось библиотеке как раз из этих личных собраний. И просто, потому что Мастер учил их обращать внимание на картинки и «напитывать» свой глаз изобразительным искусством, особенно, напирая на то, что надо быть внимательным к графике, поскольку графика, линия — это мысль. Вот, поучившись совершенству в биомеханике, Алёша сделал своё тело умным, научился им мыслить. Но так же замечательно мыслит он и как график. Так же замечательно мыслит он и о том, что представлено на этих стенах.”
Гости в пространстве выставки. Фото Леонида Бурмистрова
Художественный руководитель театра «Около» Юрий Погребничко, заведующий литературной частью театра «Около» Светлана Новикова и старший научный сотрудник ГИИ Надежда Плунгян. Фото Леонида Бурмистрова
Художник Алексей Левинский и заместитель генерального директора ГЦТМ Александр Рубцов. Фото Леонида Бурмистрова
Главный редактор журнала «Вопросы театра» Вадим Щербаков. Фото Леонида Бурмистрова
Гости на вернисаже. Фото Леонида Бурмистрова
Алексей Левинский. Фото Леонида Бурмистрова
Гости вернисажа. Фото Леонида Бурмистрова
Театральный художник Виктор Архипов и заместитель генерального директора ГЦТМ Александр Рубцов. Фото Леонида Бурмистрова
Фрагмент экспозиции. Работы Алексея Левинского. Фото Леонида Бурмистрова
Фрагмент экспозиции. Работы Алексея Левинского. Фото Леонида Бурмистрова
Фрагмент экспозиции. Работы Алексея Левинского. Фото Леонида Бурмистрова